Новая британская Голландия |
| 2006-02-15 17:34:11 Вчера в Смольном объявили результаты инвестиционного-архитектурного конкурса по освоению острова Новая Голландия. Инвестора OOO "СТ Новая Голландия" привел к победе великий британский архитектор сэр Норман Фостер. Рассказывает ЕЛЕНА Ъ-ГЕРУСОВА.
Инвесторы не стали экономить на архитекторах и пригласили звезд. Вчера в Смольном, ожидая, когда можно будет войти в торжественный Световой зал, прятал в карманах вельветового пиджака кулаки британец Норман Фостер, высоко задирал подбородок голландец Эрик Ван Эгераат, а немец Майкл Циммерман был обескуражен, что его мало кто знает в лицо. Это уже четвертый международный архитектурный конкурс в России, но идея приглашения зарубежных "звезд" как главного инвестиционного козыря не сразу нашла себе поклонников.
Первый международный конкурс, объявленный в 2003 году на "Москва-Сити", обошелся без крупных мировых архитектурных величин. Он был открытым, а этикет не позволяет архитекторам с именами соревноваться с никому не известными коллегами. В результате победил наш Михаил Хазанов, а именитые иностранцы (в том числе и Норман Фостер) были приглашены поработать в московском Сити уже частным порядком, в рамках отдельных проектов. Второй международный конкурс, в 2004 году – на новую Мариинку, обошелся без соревнования инвесторов. Зато изобиловал звездами первой величины – в нем участвовали Арато Исодзаки, Ханс Холляйн и победивший в результате Доминик Перро. Впрочем, их приглашение (и само объявление конкурса) спровоцировал скандал с проектом другой знаменитости – Эрика Мосса, которого вместе с калифорнийским инвестором Родериком Смиттом пригласил тогдашний председатель Госстроя Анвар Шамузафаров. Официально этот проект 2002 года, включавший в себя и смелую реконструкцию района Новой Голландии, был "зарублен" по процессуальному поводу. Третий международный конкурс, состоявшийся в прошлом году – на гостиницу "Россия", можно назвать уже чисто инвестиционным. В нем победил победитель нынешнего конкурса Шалва Чигиринский, вместе со своим братом Александром создавший OOO "СТ Новая Голландия".
Тут-то Норман Фостер и перестал кулаком вдавливать себе в ухо приемничек синхронного перевода и отправился за дипломом победителя. Странноватый механизм ему не подарили, но госпожа губернатор зря поспешила извиняться за такое скряжничество, объявив подарком Новую Голландию. Плевать хотел лорд Фостер на эти часики, он принимал победу и не скрывал этого.
Затем госпожа Матвиенко сообщила господам Ван Эгераату и Циммерману, что проигравших в конкурсе нет. И хотя они явно были другого мнения, губернатор обещала архитекторам "предоставить возможность реализовать свои архитектурные замыслы в Петербурге". И будто бы объекты для этого уже есть. Так что это утешение было похоже на публичное обещание открыть город международной архитектуре.
Сэру Норману Фостеру было строго объявлено, что от него ожидают работы хорошей и в срок. После чего залу сообщили, что архитектор предварительно согласился исправлять и дорабатывать проект. Как рассказал Ъ глава Росохранкультуры Борис Боярсков, его ведомство в проекте не устраивают мансардные световые окна, также есть претензии к козырьку-"звездолету" над зданием кузницы. Словом, Норману Фостеру еще предстоит в полной мере насладиться победой в российском архитектурном конкурсе.
|