2006-02-16 09:57:01 Вчера парламент Грузии под собственные аплодисменты единогласно принял постановление «О ситуации в бывшей Южноосетинской автономной области и ходе миротворческого процесса». Депутаты «крайне негативно» оценили выполнение «голубыми касками» своего мандата. Посредническую роль России в этом регионе Грузии они назвали «попыткой аннексии». Парламент поручил правительству пересмотреть подписанное российским и грузинским лидерами 24 июня 1992 года в Дагомысе соглашение о вводе в зону грузино-осетинского конфликта Смешанных сил по поддержанию мира.
Теперь правительству Грузии нужно искать эффективную замену нынешней миротворческой операции. Сроки замены не оговорены, что вызвало негативную реакцию оппозиции, настаивающей на незамедлительном выдворении миротворцев. Грузинские СМИ отмечают, что решение парламента получилось половинчатым, поскольку в последние дни США и другие западные союзники Грузии предложили Тбилиси «не оголять» зону конфликта во избежание дестабилизации обстановки. Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава сообщил, что скоро начнутся переговоры с ОБСЕ о проведении миротворческой операции под ее эгидой.
Избранный в парламент от грузинских сел Цхинвальского региона депутат Гурам Вахтангишвили заявил «Времени новостей», что главным было проявить политическую волю к выводу российского миротворческого батальона. «Для вывода нужно не более месяца -- это же не российская база, это всего 500 военнослужащих и несколько единиц бронетехники, которые принадлежат 58-й армии, дислоцированной на Северном Кавказе».
В Тбилиси полагают, что Грузия сможет без труда выйти из Дагомысского соглашения, ведь в июне 1992 года его подписал «полулегитимный» Эдуард Шеварднадзе. Законно избранного президента Грузии Звиада Гамсахурдиа к тому времени свергли, Верховный совет разогнали, а г-н Шеварднадзе на момент подписания возглавлял Госсовет Грузии. Новые парламентские выборы в Грузии, после которых Шеварднадзе стал председателем парламента, прошли только в октябре 1992 года. Подписанный Эдуардом Шеварднадзе и Борисом Ельциным документ не был ратифицирован ни российскими, ни грузинскими депутатами. Председатель комитета парламента Грузии по юридическим вопросам Леван Бежашвили уверен, что «Дагомысское соглашение -- это двусторонний документ, и каждая из сторон вправе аннулировать его в одностороннем порядке».
МИД России вчера объявил, что "решение грузинских законодателей ясно указывает на то, что Грузия может встать на путь, ведущий к дестабилизации всего региона". Находящийся в Вене глава МИД России Сергей Лавров заявил, что происходящее вокруг миротворцев «переходит всякие границы», что грузинское руководство не может наладить прямой диалог с Цхинвали и потому пытается «свалить беды на Россию». «Недавно стали требовать визы от российских миротворцев, которые находятся в Грузии по мандату СНГ, поддержанному ОБСЕ», -- сказал г-н Лавров. В ответ председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе сказала, что такая трактовка либо «цинична», либо свидетельствует о «некомпетентности». Под эгидой СНГ миротворцы находятся в Абхазии, тогда как в Южной Осетии действуют российский, североосетинский (по сути -- также российский) и грузинский батальоны.
Цхинвали считает формат миротворческой операции уникальным и не желает его менять. Об этом вчера заявил глава Южной Осетии Эдуард Кокойты российским парламентариям, решившим ознакомиться на месте с ситуацией вокруг миротворцев. Пытаясь обезопасить себя от возможного осложнения ситуации в случае вывода миротворцев, власти Южной Осетии объявили о готовности ввести визовый режим с Грузией.
Представители российского военного ведомства отреагировали на постановление сдержанно. «Решение грузинского парламента в отношении российских миротворцев в ближайшее время не скажется на их деятельности. Они продолжат выполнение своей миссии", -- заметил начальник пресс-службы Минобороны России полковник Вячеслав Седов.
Тбилиси
|