"Антироссийские настроения мешают объективному восприятию" |
| 2006-02-20 10:10:06 Ситуацию вокруг российского закона о некоммерческих организациях (НКО) «Времени новостей» комментирует первый зампред международного комитета Госдумы и замглавы российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Леонид СЛУЦКИЙ.
-- Закон о НКО в первой редакции вызвал много критики, в том числе у европейских экспертов. Но российская сторона его существенно модифицировала. На моей памяти ни один законопроект в России не подвергался столь значительной правке при тесном сотрудничестве с СЕ, тем более при личной координации президента России. Ни в одной стране не было столь значительно влияние СЕ на принятие конкретного закона.
Нестыковки по закону о НКО, наряду с не ратифицированным Россией 6-м протоколом к Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) об отмене смертной казни, могли осложнить наше предстоящее в мае председательство в комитете министров СЕ. Но мы учли максимум пожеланий СЕ и считаем, что закон стал даже либеральнее многих аналогичных законов в развитых демократиях, в тех же Бельгии, Чехии, Испании.
-- И все же нарекания остаются...
-- Ряд страсбургских экспертов считают жесткими положения принятого закона в отношении иностранных НКО. В частности то, что российские власти вправе запретить реализацию любого их проекта, если сочтут его «угрожающим территориальной целостности, суверенитету или национальной самобытности». В законе также есть положение, предусматривающее отказ в праве создания НКО определенным лицам. И часть экспертов считают это нарушением 8-й статьи ЕКПЧ, где говорится об уважении прав личности.
Закон, однако, соответствует европейским нормам. Это не только мое мнение, но и мнение многих депутатов ПАСЕ и юристов как в аппарате самого СЕ, так и привлеченных. В Совете Европы 46 государств, у каждого свои национальные особенности, в том числе в законодательстве. К каждому можно придраться на основе ЕКПЧ, содержащей статьи общего звучания. К сожалению, антироссийские настроения иногда мешают объективному восприятию российских реалий. Так было с «чеченским досье». Но мы добились с СЕ общего знаменателя в понимании того, что происходит в Чеченской Республике. Конечно, претензии к нам остаются, но они несравнимы с теми, что были пару лет назад. То же и с законом о НКО. Страсти улягутся, и, смею предсказать, каких-то резких выпадов в наш адрес и обращений в Европейский суд по правам человека не последует.
|