2006-02-21 11:50:13 Сегодня в Москве за завесой секретности продолжатся трудные переговоры между Ираном и Россией. Итог на вчерашний вечер был не очень обнадеживающий, но и не провальный. Россия и Иран договорились продолжить диалог по иранской ядерной проблеме. «Об итогах говорить преждевременно, переговоры продолжаются», -- сказал вчера вечером министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он выразил надежду, что ситуацию вокруг ядерной программы Тегерана удастся сохранить в «поле деятельности Международного агентства по атомной энергии» (МАГАТЭ). Россия в отличие от США продолжает выступать против передачи иранского досье в Совбез ООН.
За дипломатическими формулировками скрываются напряженные дискуссии вокруг российского предложения Тегерану создать в нашей стране совместное предприятие по обогащению урана для нужд иранской энергетики. В Москве считают, что это лишило бы аргументов тех, кто обвиняет Иран в военных ядерных разработках. Однако иранская сторона не спешит. Ее смущает возможная зависимость от России в поставках сырья для ядерной энергетики. Очевидно, что приехавший в Москву заместитель генсека Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Хоссейни-Таш вовсе не собирался сразу соглашаться на предложение Москвы. Ведь за пару часов до переговоров глава МИД Ирана Манучер Моттаки признал, что российское предложение до сих пор не во всем устраивает Тегеран.
У иранцев есть по этому предложению четыре вопроса: кто будет участвовать в проекте, где будет производиться обогащение урана, какое время уйдет на осуществление проекта и признает ли Запад право Ирана на мирное использование ядерной энергии. Тегеран считает, что вправе самостоятельно владеть мирным атомом. На эти вопросы иранцев, видимо, и отвечали вчера их визави: заместитель секретаря Совета безопасности Валентин Соболев и заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк. Поздно вечером иранскую делегацию принял секретарь Совбеза Игорь Иванов. В пресс-службе Совета безопасности «Времени новостей» сообщили, что в общей сложности вчерашние переговоры продолжались «почти пять часов» в «закрытом формате».
В Москве считают, что для иранцев российское предложение -- последний шанс. «Если Тегеран перейдет зыбкую грань в своих отношениях с мировым сообществом, то военная операция США может стать реальностью», -- сказала вчера «Времени новостей» заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. На ее взгляд, «российское предложение о создании СП по обогащению урана выгодно Ирану во всех отношениях». Как минимум, считает г-жа Мамедова, «предложение России дает Ирану возможность выиграть время и смягчить существующую напряженность».
От Ирана требуется хотя бы предварительное согласие на российское предложение. А за то время, пока будут прорабатываться детали, Иран мог бы добиться для себя более выгодных условий. Но иранцы темнят и тянут время. «Иранской дипломатии традиционно присуща утонченная изворотливость», -- объяснила эту позицию профессор Нина Мамедова.
Более того, иранцы, кажется, не доверяют сегодня никому, в том числе и России. Свидетельство этого -- вчерашняя публикация в официальной иранской газете «Техран таймс». Издание обвинило Россию ни много ни мало в «беспринципной позиции в отношении возобновления ядерных исследований в Иране». Статья критикует Москву за то, что она поддержала резолюцию совета управляющих МАГАТЭ от 4 февраля, подготовленную тройкой европейских стран (Великобритания, Германия и Франция). Резолюция потребовала от МАГАТЭ проинформировать Совбез ООН о состоянии ядерных программ Ирана. Сам по себе этот факт означал ужесточение позиции международного сообщества по отношению к Ирану.
Раскритиковала «Техран таймс» и генерального директора МАГАТЭ египтянина Мухаммада аль-Барадеи, хотя тот на прошлой неделе впервые допустил возможность разрешения Ирану обогащать уран в ограниченных количествах. В трактовке иранской газеты гендиректор тем самым солидаризировался с Западом, поскольку половинчатое решение Иран не устраивает.
Иранская ядерная проблема обсуждалась вчера не только в Москве. Министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки попытался наладить отношения с Евросоюзом. Он встретился в Брюсселе с еврокомиссаром по внешним связям и политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер, убеждая ее в сугубо мирном характере национальной ядерной программы. Но убедить не удалось. Г-жа Ферреро-Вальднер подтвердила необходимость возобновления Ираном моратория на работы по обогащению урана.
|