Переговоры завершились по графику |
| 2006-02-22 11:04:55 Завершившиеся вчера в Москве российско-иранские переговоры не принесли прорыва в вопросе о российском плане обогащения урана для иранской атомной энергетики на совместном предприятии в России. Единственный их конкретный итог – договоренность о продолжении переговоров с главой Росатома Сергеем Кириенко. Однако в свете выявившегося в последние дни ужесточения иранской позиции на них также не много надежды.
Не исключено, что это будут последние российско-иранские контакты на сравнительно высоком уровне накануне мартовского заседания Совета управляющих МАГАТЭ, которое должно решить вопрос о передаче иранского досье в Совет Безопасности ООН.
Переговоры заняли почти пять часов в понедельник, когда в полном составе иранская делегация во главе с заместителем секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Хоссейни-Ташем встретилась с российской, возглавляемой заместителем секретаря Совета безопасности Валентином Соболевым. На следующий день прошло еще несколько часов обсуждений, к которым примкнули эксперты Росатома.
Делегация уехала, заявив на прощание, что рассматривает переговоры как «позитивные и продуктивные». По ее оценке, обе стороны достигли «согласия по основам общей формулы» выдвинутого Москвой плана. Судя по словам главы делегации Хоссейни-Таша, он доволен тем, что обе стороны высказались против передачи иранского досье в Совет Безопасности как «неконструктивного шага». «Мы договорились продолжить консультации», – сказал Хоссейни-Таш в интервью иранскому государственному телевидению.
Слова одного из российских официальных лиц, вынесенные в заголовок сообщения ИТАР-ТАСС, говорят сами за себя: переговоры «завершились по графику». Показательно, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров, накануне московских переговоров призвавший иранцев возвратиться к мораторию на работы в ядерной области, о судьбе своего призыва после переговоров в Москве уже ничего не сказал. Он просто предложил проявлять осторожность в использовании таких слов, как «провал переговоров», поскольку они еще не завершены. Зато на тему моратория высказался Хоссейни-Таш: он «не видит связи между российским планом и мораторием на обогащение урана».
Накануне иностранные агентства сообщили высказывания министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки. В Брюсселе, где он встречался с представителями Евросоюза, глава иранской дипломатии заявил, что независимо от судьбы российского плана Иран продолжит работы в ядерной области. И уже по возвращении в Тегеран Моттаки объявил о прекращении переговоров с европейской «тройкой» в составе Великобритании, Германии и Франции. Впредь иранцы намерены иметь дело с каждой европейской страной в отдельности.
«Надежды на договоренность с Ираном улетучиваются, и это ведет к усилению международного давления на Иран», – эту оценку приводит в своем сообщении о московских переговорах агентство Рейтер. Своего рода подтверждением этих слов стала информация о заявлении, сделанном в четверг официальным представителем МИД КНР. Он призвал Тегеран вернуться к мораторию на ядерные работы.
Глава Росатома Сергей Кириенко вылетает в Тегеран 23 февраля. Известно, что иранские власти рассчитывают узнать от Кириенко график завершения работ на АЭС. Не исключено, однако, что иранцы, не дождавшись прояснения ситуации со сроками окончания строительства, сами попытаются их назначить.
|