2006-02-26 10:20:12 Вчера в Тегеране состоялась встреча сопредседателей российско-иранской межправительственной комиссии -- руководителя «Росатома» Сергей Кириенко и иранского министра финансов и экономики Давуда Данешджафари. Обсуждение планов двустороннего сотрудничества проходило на фоне обострения напряженности вокруг иранской ядерной программы. Запад все сильнее подозревает Тегеран в стремлении к созданию атомной бомбы. На 6 марта запланировано заседание совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), посвященное иранской ядерной проблеме. Если совет решит передать вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН, против Тегерана скорее всего будут введены санкции. И тогда многие российско-иранские проекты останутся на бумаге.
Вчера Сергей Кириенко заявил, что «абсолютно реально» урегулировать все проблемы вокруг ядерной программы Ирана в стенах МАГАТЭ. Россия полагает, что развитие иранской ядерной энергетики можно совместить с нераспространением оружия массового уничтожения. Этой цели служит российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана за пределами территории Ирана. По этой схеме Тегеран получил бы необходимое топливо для своих АЭС, но у него не было бы ни собственных мощностей по обогащению, ни доступа к важным технологиям двойного назначения. Сергей Кириенко сообщил, что этот план обсуждают в Тегеране эксперты двух стран, их работа завершается сегодня.
Но Иран с ответом не торопится. Прошедшие на прошлой неделе в Москве российско-иранские переговоры по ядерной проблематике закончились ничем. Вчера в Тегеране высокопоставленный источник в российской делегации в беседе с журналистами сказал, что если иранская сторона примет российское предложение, то это может произойти «буквально за 15 минут» до голосования в МАГАТЭ, намеченного на 6 марта.
Иран продолжает торговаться, надеясь «исправить» российское предложение. В пятницу государственное радио Тегерана сообщило, что «увеличение доли Ирана и места обогащения урана могло бы проложить путь для прогресса на переговорах» с Россией по созданию СП.
Впрочем, даже если Тегеран вытребует от Москвы большего участия в процессе обогащения урана, конфликт решен не будет. «Исправленное» российское предложение утратит компромиссный характер и лишится западной поддержки. И в этом случае Иран все равно столкнется с угрозой санкций. Тегеран утверждает, что санкции ему нипочем. Вчера после переговоров с Сергеем Кириенко Давуд Данешджафари заявил: «В прошлом перед нашей страной такие проблемы уже стояли, экономика Ирана способна приспособиться к новым условиям».
Сегодня Сергей Кириенко проведет день на строительстве АЭС в Бушере вместе с вице-президентом Ирана Голямрезой Агазаде. По оценкам иранской стороны, сооружаемая с участием российских специалистов станция готова на 90%, но ее ввод в строй чрезмерно затянулся. «Мы считаем, что нет и не может быть никаких политических препятствий к строительству АЭС в Бушере, и намерены завершить сооружение так быстро, насколько позволят технические условия, -- заявил Кириенко. -- Более детально план работ мы обсудим на стройке». Иранская сторона обещает, что в тендерах на строительство новых АЭС российские организации будут пользоваться приоритетом. Однако прежде Россия должна «сдать экзамен» в Бушере, обеспечив быстрый пуск уже почти готовой АЭС.
Вчера Сергей Кириенко с похвалой отозвался о создании в Иране штаба по координации сотрудничества с Россией, в который вошли представители руководства страны. Давуд Данешджафари обещал дать поручения рассмотреть проблемы, волнующие Россию. Например, реализация контракта на постройку в России иранского спутника связи «Зохре» затягивается из-за отказа ФРГ и Франции поставить для него электронные системы. Иран должен решить, согласен ли он заменить их на российское оборудование. Сделка по продаже Тегерану пяти гражданских самолетов Ту-204 российского производства натолкнулась на просьбу иранской стороны укомплектовать машины двигателями «Роллс-Ройс». Технически это возможно, но тогда судьба и этого контракта будет зависеть от благосклонности западных поставщиков. Заодно Сергей Кириенко призвал иранцев поскорее обнародовать результаты тендера на строительство угольной ТЭЦ в Табасе -- российская сторона хотела бы поучаствовать в реализации этого проекта. В 2005 году товарооборот между двумя странами достиг 2 млрд долларов.
|