2006-02-26 14:46:47 Гаагский трибунал отказался удовлетворить просьбу бывшего президента Югославии Слободана Милошевича отпустить его на лечение в Москву. Несмотря на данные Россией гарантии, судьи сочли вероятным то, что обвиняемый может не вернуться в Гаагу. По сведениям Ъ, одной из главных причин, заставивших судей принять такое решение, стал доклад, представленный стороной обвинения. В нем говорится, что Слободан Милошевич, добиваясь отправки в Москву, намеренно принимал лекарства, которые ухудшали состояние его здоровья.
Слободан Милошевич попросил у судей разрешения на поездку в Москву еще в середине декабря. Он хотел пройти медобследование в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева – экс-президент жаловался на "невыносимое давление в глазах и ушах". Судья Патрик Робинсон, который ведет дело Милошевича, пояснил, что речь идет о временном освобождении обвиняемого и что свою просьбу господин Милошевич должен подкрепить гарантиями страны, куда он собирается направиться.
18 января в Гаагу были доставлены гарантии российского правительства. Москва гарантировала "личную безопасность Милошевича во время его пребывания в России и его возвращение в Гаагу в сроки, которые установит трибунал". Кроме того, Слободан Милошевич обязался находиться в Москве исключительно в медицинском центре имени Бакулева и вернуться в распоряжение трибунала по его первому же требованию.
Однако сторона обвинения выступила решительно против отправки господина Милошевича в Москву, поскольку не исключала того, что будет задействован следующий сценарий: обнаружится, что состояние здоровья подсудимого резко ухудшилось и он не может вернуться в суд. Кроме того, обвинение опасалось, что Слободан Милошевич просто исчезнет из московской клиники и найти его в России будет трудно.
Как стало известно Ъ, обвинение настояло на экспертизе крови господина Милошевича и 25 января направило судьям конфиденциальный доклад по ее результатам. В нем говорилось, что подсудимый "манипулирует лекарственными средствами", то есть не принимает те, что назначены ему врачами, и, наоборот, в больших количествах принимает другие, неизвестно каким образом полученные им препараты, которые могут приводить к ухудшению его самочувствия. Эти данные, полученные судебными медиками, подтвердил авторитетный независимый медэксперт. Прокуроры сделали вывод, что подсудимый умышленно влияет на свои медицинские показатели, добиваясь отправки в Москву.
Судей эти доводы убедили. 24 февраля Слободан Милошевич получил на руки их решение: в поездке в Россию отказать. По мнению судей, обвиняемый не доказал, что центр имени Бакулева является единственным местом, где он может пройти обследование. Судьи полагают, что необходимую медицинскую помощь господин Милошевич может получить и в Голландии, где уровень медобслуживания не хуже. "Обвиняемый,– говорится в решении суда,– находится на заключительной стадии длительного процесса, в котором ему в вину ставятся очень серьезные преступления (Слободана Милошевича обвиняют в геноциде и военных преступлениях во время войн в Хорватии, Боснии и Косово.– Ъ), и в случае объявления виновным ему грозит пожизненное заключение. В этой ситуации, несмотря на гарантии со стороны России и личные обещания обвиняемого, судьи считают, что не выполнено главное требование для временного освобождения, а именно нет уверенности в том, что обвиняемый вернется в суд".
Слободан Милошевич, выступая на очередном судебном заседании в пятницу, назвал это решение "крайне несправедливым" и сообщил, что подаст на него апелляцию. Однако судья Робинсон прервал его, заявив, что больше не желает обсуждать эту тему, и предложил обвиняемому продолжить допрос свидетелей защиты.
Проживающий в Москве брат экс-президента Югославии Борислав Милошевич, которого считают его главным лоббистом в России, квалифицировал решение гаагских судей как "обидное для России".
Москва действительно сочла нужным изобразить обиду. "Российская сторона принимает решение Международного трибунала к сведению,– сказал вчера представитель МИД РФ Михаил Камынин.– Вместе с тем такое решение не может не вызывать в Москве сожаления, тем более что данные Российской Федерацией необходимые гарантии трибунал, по существу, оставил без внимания".
|