2006-03-01 12:49:35 Сегодня начинается визит в Индию президента США Джорджа Буша, которому в Америке придают исключительно большое значение. Визит станет логическим итогом стремительного американо-индийского сближения последних лет. И, возможно, обозначит новые глобальные тенденции в мировой политике, а точнее, во взаимоотношениях Вашингтона со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия Китай), значение которых, по мнению аналитиков, будет неуклонно расти в наступившем столетии.
Согласно подсчетам аналитиков Goldman Sachs, Индия вместе с Бразилией, Россией и Китаем обгонят к 2050 году по размеру экономики сегодняшних лидеров – США, Японию, Великобританию, Германию, Францию и Италию, вместе взятых. Их покупательная способность в долларовом выражении будет расти к этому времени в четыре раза быстрее, чем у сегодняшней "большой шестерки". Вполне естественно предполагать, что растущая экономическая мощь этих стран будет транслироваться в политические амбиции. Между тем все эти страны не могут считаться реальными партнерами Соединенных Штатов. Не случайно в конце 1990-х годов именно в Индии тогдашний российский премьер Евгений Примаков обнародовал свою концепцию "треугольника" Москва–Дели–Пекин, призванного сдерживать гегемонию США и противостоять созданию "однополярного мира".
Индия, долгие годы возглавлявшая движение неприсоединения, занимавшая просоветскую и антиамериканскую позицию, и в постсоветские годы воспринималась как стратегический партнер Москвы. В 1998 году в отношениях между Индией и США наметился даже некоторый кризис после того, как Вашингтон ввел против Дели санкции в ответ на испытание первой индийской атомной бомбы. Однако на протяжении последних лет США целенаправленно выстраивали отношения с Индией. Проведение совместных учений, заключение контрактов на поставку американских вооружений, подписанное прошлым летом соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики выглядят как "американский поворот" в индийской внешней политике.
Подобное внимание со стороны США к Индии выглядит вполне логичным. Индия, по словам Джорджа Буша, это самая большая демократическая страна в мире. И это одно из важных обстоятельств. При том что Китай имеет для США несоизмеримо большее значение в экономической сфере, а Россия с ее энергетическим и ядерным потенциалом – в сфере глобальной геополитики, идейные расхождения с обеими странами выглядят сегодня почти непреодолимыми. Во-вторых, проживающие в Индии 150 млн мусульман позволяют ей занять вторую строчку среди исламских государств. Наконец, Индия расположена посередине между двумя стратегически важными регионами – Ближним Востоком и Китаем. И все чаще воспринимается как одно из ключевых государств XXI столетия.
Не менее значима и готовность к подобному сближению самой Индии. Доктрина Примакова потерпела пока полное фиаско. Страны "треугольника" предпочитают выстраивать отношения с США на индивидуальной основе, отказываясь от фронтального противостояния.
До сих наращивать свое глобальное присутствие странам БРИК зачастую мешала их же собственная фиксация на противостоянии с США. Так, все четыре государства рассматривают себя в качестве естественных региональных лидеров, однако, как отмечает Эндрю Харелл из Оксфордского университета, эти претензии оказывались часто стратегически непродуктивными: страны БРИК увязают в попытках утвердить свое региональное превосходство и противостоять проникновению в "свой" регион других игроков (в первую очередь США). В результате роль регионального лидера не становится базой для превращения в мировую державу, а наоборот, мешает глобальным амбициям стран БРИК, отвлекая их политические и экономические ресурсы и ограничивая пространство для маневра.
Гораздо продуктивнее оказывается модель, при которой быстро развивающиеся страны в отношениях с США ограничиваются набором конкретных позиций и целей, прежде всего экономического характера. Так, например, Индия поддержала западную позицию во время обсуждения в МАГАТЭ иранского ядерного досье. С другой стороны, на переговорах в рамках ВТО Индия занимает крайне жесткую позицию: Дели (наряду с Бразилией) возглавляет объединение развивающихся стран, противостоящих Западу по проблеме сельскохозяйственных субсидий. Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного компанией A.C. Nielsen, почти две трети индийцев считают, что их страна должна игнорировать возражения США против строительства газопровода через Иран.
Успехи и Китая, и Индии в отношениях с США являются следствием их безусловного экономического прагматизма, который в конце концов трансформируется в рост политического влияния. В то время как противоположный путь пока выглядит проигрышным.
|