Погореть вместе с Тегераном |
| 2006-03-02 09:38:14 Россия выступает против передачи иранского ядерного досье в СБ ООН. Об этом заявил находящийся в Тегеране вице-спикер Госдумы Юрий Волков после переговоров с председателем меджлиса Голямали Хаддадом Аделем. «Российские дипломаты предпринимают все усилия для того, чтобы досье Ирана не было передано в Совет Безопасности», – подчеркнул Волков. По его словам, «на Россию оказывается большое давление для того, чтобы она согласилась с передачей иранского досье в СБ ООН». «Сейчас все зависит от иранской стороны, Россия предприняла все возможные действия», – добавил вице-спикер.
Данное высказывание, как заявили «НГ» в МИД РФ, не в полной мере отражает официальную позицию Москвы. В устах Волкова, по словам дипломатического источника, она выглядит излишне ужесточенной и конфронтационной. На Смоленской-Сенной отвергают суждения о безоговорочной поддержке Тегерана. Вместе с тем отмечают смягчение американской позиции. Наш собеседник сослался на вчерашнее высказывание президента США Джорджа Буша, поддержавшего российское предложение по созданию российско-иранского СП по обогащению урана для нужд ядерной энергетики Ирана. Напомним, что еще в понедельник Госдепартамент выказал скепсис по поводу переговоров Москвы и Тегерана, назвав их «дезориентирующим спектаклем». Буш также заявил, что не допустит Иран к ядерному оружию. Тем временем в Москву вчера прибыла представительная иранская делегация с целью продолжения переговоров о создании совместного предприятия. Позитивный фон для очередного, уже третьего раунда консультаций создали оптимистические высказывания президента Владимира Путина, прозвучавшие в ходе его визита в Будапешт. Путин сообщил, что Москва рассчитывает убедить Тегеран не только создать совместное предприятие по обогащению урана на территории России, но и вернуться к выполнению ранее достигнутых договоренностей по контролю над ядерной программой Ирана.
Делегацию возглавляет секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. Вместе с ним прилетели вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде, заместитель главы Совбеза Али Хоссейни-Таш и другие.
Российскую сторону возглавляет секретарь Совета безопасности Игорь Иванов. Переговоры начались ближе к вечеру в среду в гостинице «Золотое кольцо». Делегация прибыла с заметным отклонением от первоначально согласованных сроков: сначала ее вылет был отложен на одни сутки самими иранскими властями, затем выяснилось, что не было вовремя запрошено разрешение на пролет над территорией Армении.
Организационные проволочки не единственное, что свидетельствует о продолжающейся борьбе мнений в иранском руководстве. Даже в своих публичных заявлениях иранские представители порой высказывались настолько противоречиво, что это дало пищу для разных толкований. Так, министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки, находящийся с визитом в Японии, пообещал, что Тегеран проявит «гибкость» на переговорах с Москвой. Но тут же добавил, что «возвращение к прежней ситуации невозможно». По его словам, даже если Иран примет российское предложение, его «конечной целью является обогащение урана на своей земле».
Сам глава иранской делегации заявил по прибытии в аэропорт «Внуково», что Иран не считает необходимым возвращаться в режим моратория. «Наша деятельность в ядерной области полностью прозрачна и ограничивается исследованиями, – заявил Лариджани. – У Ирана нет необычных запросов, мы отстаиваем права, которые принадлежат нам в рамках МАГАТЭ». При этом он предостерег от угроз в адрес Ирана. «Угрозы были и раньше, – заявил Лариджани, – но они не дали эффекта». Ранее, перед отъездом в Москву, глава делегации заявил в интервью американскому журналу «Тайм»: «Чем бы ни закончились переговоры в России, они не положат конец противостоянию».
В Москве на высказывания иранских представителей о намерении продолжить работы по обогащению урана вчера откликнулся посол США в России Уильям Бернс. В интервью агентству ИТАР-ТАСС он сообщил, что Москва консультировалась с Вашингтоном по поводу адресованного Ирану предложения проводить на совместном предприятии в России обогащение урана для иранской атомной энергетики и получила поддержку, но при том условии, что Тегеран вернется к мораторию на работы в этой области.
«Россия ясно дала понять, что при введении в жизнь этого предложения Иран должен будет согласиться вернуться в мораторий на обогащение урана, – заявил американский дипломат. – И это главное. Такое конструктивное решение призвано помочь решить ядерную проблему Ирана».
Между тем в СМИ попали отдельные положения из доклада о ядерной программе Ирана, подготовленного к сессии Совета управляющих МАГАТЭ, которая состоится 6 марта. 11-страничный документ, распространенный среди членов Совета управляющих, содержит некоторые новые данные о работах иранцев в ядерной области. В докладе утверждается, что в период между 11 и 15 февраля в Иране был запущен каскад из десяти центрифуг, которые используются для обогащения урана. Ныне испытывается еще один, в два раза более крупный каскад.
Сообщается, что иранцы планируют в дополнение к уже имеющимся у них 164 центрифугам до конца текущего года установить в ядерном центре в Натанзе еще 3 тыс. центрифуг. В перспективе завод по обогащению урана будет иметь до 50 тыс. центрифуг. По оценке экспертов, линия в составе 3 тыс. центрифуг при непрерывной работе способна выработать в течение года до 20 кг высокообогащенного урана, что достаточно для создания одного ядерного боеприпаса.
Юлия Петровская, Артур Блинов
|