Стратегический шаг Буша в Азии |
| 2006-03-07 10:43:19 «Буш – наш друг», «Буш разработал для Индии план Маршалла» – такие заголовки появились на страницах индийской прессы по итогам визита президента США в Дели. В чем конкретно состоит этот план, не разъясняется, но источники в правительстве утверждают, что США «решили помочь Индии стать великой державой». А это неизбежно повлечет за собой изменение сложившейся конфигурации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индии придется теперь делить бремя ответственности за безопасность, которая лежала прежде на США, Японии, Китае.
На столь далеко идущие выводы здешний политический истеблишмент натолкнула американо-индийская сделка по ядерной проблеме, заключенная в ходе визита Буша. Ее суть состоит в том, что Индия согласилась поставить 14 из 22 своих реакторов под контроль МАГАТЭ.
Но остальные реакторы, производящие плутоний и другие расщепляющиеся материалы, пригодные для военных целей, для международных инспекторов будут закрыты. А США, в свою очередь, взяли на себя обязательство не препятствовать поставкам ядерного топлива в Индию.
Этот момент договоренностей имеет для Индии ключевое значение. Растущая экономика требует все больше энергоресурсов. Свои залежи нефти и газа невелики, полагаться на импорт рискованно. Атомная промышленность должна послужить буфером, смягчающим дефицит. Но восемь лет назад Индия «без спроса» ворвалась в члены ядерного клуба, проведя подземные испытания атомного оружия. Ее примеру последовал Пакистан. После этого обе страны попали под международные санкции со стороны Группы ядерных поставщиков – организации, куда входит и Россия. Дело дошло до того, что под угрозой остановки из-за задержек с отгрузкой ядерного топлива западными поставщиками оказался реактор близ Бомбея.
Для Индии смысл сделки состоит прежде всего в том, что больше подобных казусов быть не должно. Недаром премьер-министр Манмохан Сингх охарактеризовал соглашение как историческое. В Дели также удовлетворены тем, что американцам не удалось навязать Индии обязательство ограничить рост ядерного арсенала, который, по сведениям газеты «Таймс оф Индиа», равняется 50–70 боеголовкам.
В отличие от Пакистана, который создал свой ядерный «щит» путем хищения документов и оборудования на Западе, Индия обрела ядерный статус самостоятельно, опираясь на свой научный потенциал. Поэтому индийские ядерщики опасались, что США в обмен на топливо и мирные технологии потребуют от Индии приостановить совершенствование ядерного оружия. Такие требования действительно выдвигались, но премьер Сингх их отклонил.
Еще один благоприятный для Дели момент: как подчеркивают в неофициальных беседах здешние чиновники, Индия хоть и не подписала Договор о нераспространении, но признана американцами ядерной державой де-факто. То есть перестала быть парией, с которой не могут сотрудничать обладатели ядерного сырья и технологий.
Уступив в атомном вопросе, США, как полагают индийские обозреватели, обретают долгосрочные стратегические преимущества. Во-первых, США обретают в ее лице весомый противовес растущей экономической и военной мощи Китая в Азии. Во-вторых, в условиях, когда экономика Индии растет на 8% в год, перед американским бизнесом распахиваются двери необъятного рынка. По оценке Буша, средний класс в Индии насчитывает примерно 300 млн. человек. И все эти люди заинтересованы в американских товарах и услугах.
Правда, на пути формирования нового баланса сил в Азии есть серьезное препятствие. Многие члены Конгресса США считают, что Индию вознаградили за плохое поведение, и не одобряют сделки. Так что Бушу предстоит выдержать тяжелую схватку на Капитолийском холме, чтобы добиться ратификации соглашения. Кроме того, договоренности должны быть утверждены двумя международными структурами. Это МАГАТЭ и Группа ядерных поставщиков.
Как говорят индийские официальные лица, в этой ситуации Россия может оказаться в выигрыше. Пока наша страна строит одну АЭС на юге Индии. Отмена санкций даст России возможность претендовать на участие в строительстве новых АЭС. Камал Сикри, редактор газеты «Хинт», считает, что несмотря на то, что влияние Москвы упало, индийцы чувствуют к России большую привязанность, чем к Америке.
|