Между Евросоюзом и Китаем |
| 2006-03-13 10:37:40 Предстоящие выборы в Белоруссии и на Украине будут важными, но не судьбоносными для этих стран. Они закрепят уже обозначившиеся тенденции: углубление авторитаризма в первом случае и плюрализма во втором. Именно эти тенденции внутреннего развития будут определять внешнеполитическую ориентацию Минска и Киева.
Выборы в Белоруссии – вне зависимости от соблюдения конкретных процедур в день голосования – не будут ни честными, ни свободными. Причина известна: общий политический климат в стране. Александр Лукашенко уничтожил политическую конкуренцию не только в стране в целом, но и в административной элите. Регулярные зачистки политического пространства делают цветную революцию в Белоруссии пока что маловероятной: Лукашенко все еще располагает поддержкой значительной части населения, элита запугана, а КГБ лоялен президенту. В то же время Лукашенко лишил созданный им режим возможности трансформации и соответственно исторической перспективы. Со временем изоляция батьки будет неизбежно усиливаться и он сойдет со сцены, но случится это не в 2006 г., а позже.
Главная интрига белорусских выборов – что будет после оглашения их результатов. Применение насилия резко обострило бы ситуацию в стране и привело бы к серьезным осложнениям между США и странами Европейского союза, с одной стороны, и Россией – с другой. В спровоцированной тем или иным образом кризисной ситуации Москва будет вынуждена поддержать своего союзника: главное для Кремля – удержать Белоруссию в зоне российского влияния. Это, однако, может привести к тому, что «белорусский вопрос» станет камнем преткновения в российско-западных отношениях. Если, к счастью, насилия удастся избежать, то статус-кво в основном сохранится. Россия выборы признает, Запад – нет. Америка и Европа по-прежнему не будут считать Лукашенко легитимным президентом, будут вести политическую и идеологическую работу по размыванию его режима, но «белорусская проблема» будет оставаться локальной.
Выборы на Украине будут шумными, с многочисленными процедурными нарушениями, но в целом свободными и честными. Ясно, что историческое время единой партии власти на Днепре уже не вернется. Ведущие политические кланы страны должны будут учиться делить власть. Главной интригой будет не то, признают ли президент Ющенко и его окружение итоги голосования, которые принесут «Нашей Украине» сравнительно скромный результат, а удастся ли победителям предвыборной гонки в месячный срок сформировать правительство Украины. В противном случае должны будут состояться новые выборы.
Что означают выборы в соседних странах для России? Среднесрочной целью российской политики является интеграция Белоруссии в экономическое, оборонное и информационное пространство России. Принципиальным вопросом в этой связи является введение в Белоруссии российского рубля. Для достижения этой цели Москве необходимо решить «проблему Лукашенко», который, эксплуатируя тезис о Белоруссии как о последнем бастионе, защищающем Москву от злокозненного Запада, в то же время упорно саботирует реальную интеграцию двух стран.
Пока что действия Кремля менее эффективны, чем тактика Лукашенко. В ближайшем будущем минский «батька» может еще больше укрепить свои позиции. Неверно считать, что у Лукашенко нет внешнеполитической альтернативы Москве. Вступление Белоруссии в Шанхайскую организацию сотрудничества, если оно произойдет, даст Лукашенко свободу рук на Востоке.
Стратегические цели российской политики в отношении Украины пока что четко не определены. Должно быть ясно, что вступление Украины в экономический союз с Россией нереально. Еще менее реальным является создание какого-либо совместного оборонного пространства. В существующих условиях Москва будет скорее всего стремиться к достижению главным образом негативных целей: подрыву западной ориентации Украины и, в частности, блокированию ее вступления в НАТО.
Возможности Москвы по манипулированию внутриполитической ситуацией на Украине довольно велики. Украинские кланы в гораздо большей степени озабочены борьбой за власть и собственность, чем реализацией каких-либо общественно значимых программ. Игра с ценой на газ может привести к возвышению одних финансово-политических групп и к падению других. Надо иметь в виду, что энергетическое оружие – это не только когда цены взлетают вверх, но и когда они чуть спускаются вниз. Нет сомнений, что Россия будет активно играть на украинском политическом рынке.
Будет ли эта игра успешной? Здесь необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, Украина при любых правительствах будет стремиться к интеграции с Европой. В этом направлении страну будет толкать и наиболее активная часть гражданского общества (кстати, на одного украинского рабочего в России приходится двое отправившихся на заработки в страны ЕС). Во-вторых, США будут активно поддерживать членство Украины в НАТО. Пока же США, похоже, пропустят Украину в ВТО раньше России. В-третьих, сведения о конце «европейского проекта» по меньшей мере преждевременны. ЕС переживает очередной кризис, но этот кризис не окончится очередным «закатом Европы». Процесс расширения ЕС еще не достиг пределов, и у Украины есть шанс, хотя бы и в отдаленной перспективе.
Итак, белорусская и украинская ситуации развиваются каждая по уже определившейся траектории. В Белоруссии предсказуем конкретный результат выборов (не меньше 75% голосов за действующего президента), но гораздо менее предсказуема судьба страны после того, как режим личной власти рухнет. Возможно, это будет сигналом к объединению с Россией. Вероятнее, однако, что Белоруссия после ухода Лукашенко будет искать свое место в Европе.
На Украине конкретный результат выборов (распределение мест в Верховной Раде и состав нового правительства) непредсказуемы, зато судьба страны видится более определенной. Как писал Кучма, Украина – не Россия. Это означает, что у Украины два возможных пути – быть вечным буфером (и полем соперничества) между Россией и Евросоюзом или постепенно присоединиться к Европе. В длительной перспективе второе более вероятно, чем первое.
Российская властная элита переживает небывалый прилив уверенности в своих силах. Ей кажется, что наступило время для восстановления позиций России как великой державы – если потребуется, в условиях жесткой конкуренции с Западом. Бывшие советские республики все больше становятся объектами этой борьбы. Логика противоборства, однако, чем дальше, тем больше будет вовлекать Москву в орбиту Пекина. Предстоящий в этом месяце визит президента РФ в Китай может стать еще одним шагом в формировании новой системы международных отношений XXI века, в которой расширенному Западу будет противостоять новый Восток.
|