Пока есть название, но не государство |
| 2006-03-13 11:18:14 Белоруссию справедливо считают самым близким и надежным партнером России среди государств СНГ. Нынешняя правящая элита, да и в целом белорусский народ на деле готовы к сближению с Россией во всех областях. Это стремление зафиксировано в двусторонних и многосторонних соглашениях и подкрепляется взаимовыгодным сотрудничеством двух стран. Оно распространяется на военную и военно-техническую сферы, экономику, науку и образование, культурную и гуманитарную области. Еще в апреле 1996 г. Россия и Белоруссия объединились в Сообщество, преобразованное в 1997 г. в Союз Белоруссии и России, а 8 декабря 1999 г. между ними был подписан Договор о создании Союзного государства. В память о самом первом двустороннем договоре с Российской Федерацией белорусы ежегодно отмечают 2 апреля как День единения.
В российско-белорусских отношениях нет столь острых проблем и противоречий, которые омрачают отношения с той же Украиной. Белоруссия никогда не поднимала вопрос о выводе с ее территории военных объектов РФ. Никогда не было попыток «выдавить» широко распространенный в республике русский язык. Белоруссия всегда поддерживала многосторонние интеграционные инициативы на постсоветском пространстве. Она член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), входит в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), подписала соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).
Российско-белорусская интеграция, по общему признанию экспертов, находится на наиболее продвинутой стадии, по сравнению с СНГ в целом и отдельными региональными группировками в рамках Содружества.
Но это вовсе не означает, что уже сегодня русские и белорусы живут в едином Союзном государстве. Никаких признаков этого государства не просматривается: нет общей внешней границы, армии, «союзного» гражданства. На житейском уровне это всем известно и не требует особых разъяснений. У россиян и белорусов свои внутренние и заграничные паспорта, своя национальная валюта, каждый живет по своим внутренним законам и стандартам. В то же время после подписания Договора созданы многочисленные структуры несуществующего государства – Высший Госсовет, Парламентское собрание, Постоянный комитет, есть Госсекретарь. Называя себя органами Союзного государства, они, по существу, являются межгосударственными. Отсюда происходит элементарная подмена понятий, что и вводит в заблуждение, когда название есть, а государства нет. Более того, Союзное государство России и Белоруссии не имеет подтвержденного международно-правового статуса, в отличие, например, от ЕврАзЭС, которое зарегистрировано в ООН как межгосударственное объединение. Решения межгосударственных «союзных» структур не носят обязательного характера для исполнения на национальном уровне. Они лишь содействуют организации и углублению двустороннего сотрудничества России и Белоруссии, что в конечном итоге должно привести к формированию единого государства.
Вот тут-то и возникают главные вопросы. Похоже, что на фоне обоюдного понимания важности и необходимости российско-белорусской интеграции ясной перспективы сближения двух стран все еще нет. Это сказывается на практике. Явно затягивается обсуждение, а главное – принятие после одобрения на референдумах Конституционного акта как главной правовой основы будущего государства. Постоянно отодвигаются сроки введения единой валюты. В последние годы с обеих сторон все более усиливается критика самой идеи Союзного государства как цели и формы двусторонней интеграции.
Судя по всему, в Договоре от 1999 года планка в процессе сближения России и Белоруссии была поднята слишком высоко. В тот момент это был скорее политический проект, призванный продлить пребывание на высших государственных постах президентов двух стран. Но сегодня ситуация изменилась, поскольку ни элиты, ни народы к такому уровню объединения не готовы. Нет пока и объективных социально-экономических условий для быстрого объединения. Правда, в России постоянно раздаются призывы к форсированию интеграции. Как правило, они исходят от политиков, представляющих коммунистические и патриотические партии. Сторонники такого пути развития искренне считают, что нужно только «проявить политическую волю», и Союзное государство возникнет, как по мановению волшебной палочки. А с этого момента начнется и восстановление бывшего СССР. В качестве аргумента приводят недавний пример с объединением ФРГ и ГДР, а также геополитические угрозы с Запада, возросшие после расширения НАТО и ЕС на Восток, уже непосредственно до белорусской границы.
На наш взгляд, подобный волюнтаризм в межгосударственных отношениях совершенно недопустим. Белорусы не готовы объединяться с Россией в единое государство по «модели Путина», предложенной в 2003 г. (войти шестью областями в Федерацию), или пусть даже в качестве еще одной национальной республики. И президент Александр Лукашенко это знает. Минск категорически отвергает идею «поглощения» Белоруссии в рамках Союза, а потому и не хочет терять валютный суверенитет, не идет на «дружеское слияние», а настаивает на равноправном союзе. Российская сторона, судя по некоторым предыдущим действиям, также не готова оплачивать издержки «шокового слияния». Собственный внутренний российский опыт укрупнения регионов подтверждает, как непросто адаптировать территории, развивавшиеся автономно, к совместному проживанию и насколько затратен для бюджета государства этот процесс.
Многие белорусские ученые, исследующие проблемы интеграции, предпочитают формулировку «российско-белорусский союз». Правоведы описывают нынешнее состояние двусторонних связей как «союзное государство в стадии длительного конституирования», называют ситуацию с объединением «патовой» и даже предлагают отказаться от создания Союзного государства как понятия. В личных беседах с белорусами мы не раз убеждались, что вопрос о том, чтобы потерять суверенитет, вообще не стоит. Белорусы хотят строить национальное государство и сотрудничать с соседями как на Востоке, так и на Западе, иметь открытые границы для перемещения и доступ на товарные рынки.
На прошедшем в Минске в сентябре 2005 г. первом Экономическом форуме за фасадом красивых фраз о «вековой дружбе» и «новых импульсах двустороннего сотрудничества» была заметна сдержанность в оценке перспектив Союзного государства. Даже в лексике белорусского официоза доминировали туманные обороты вроде «необходимости накопления солидного опыта совместной работы». В России тоже много сторонников взвешенного, эволюционного подхода к развитию интеграционных процессов, с использованием межгосударственных структур. Дискуссии в научной среде показали, что максимально возможный уровень политического и экономического сближения двух государств в очень отдаленной перспективе – это конфедерация, а не единое государство. Однако и эту идею поддерживают далеко не все. Многие считают, что более приемлемой формой на сегодняшний день может быть участие России и Белоруссии в работе ЕврАзЭС. Белоруссия готова на создание таможенного союза с Россией, согласование позиций по вступлению в ВТО и даже на наднациональные органы управления, не говоря уже о совместных программах отраслевого характера. В обеих странах положительно относятся к сохранению общего культурного и образовательного пространства. Недоумение рядовых граждан вызывает оттягивание с решением вопроса о свободе перемещения граждан, с их регистрацией: почему белорусы могут находиться на территории России всего лишь 30 дней, тогда как украинцы – 90?
Исходя из консенсуса в общественно-политических, научных и деловых кругах нужно всемерно укреплять Союз России и Белоруссии, а не увлекаться декоративными структурами «Союзного государства». Прочный экономический и военно-стратегический союз двух стран может стать локомотивом интеграции в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ. Нам следует совместно развивать сотрудничество с Европой, ведь Белоруссия – соседка Евросоюза, важное связующее звено в отношениях России с государствами Балтии, с Калининградской областью. В двусторонних отношениях важно всесторонне оценивать каждое решение, не допуская впредь какого бы то ни было ущемления интересов нашего приоритетного партнера. Преференции для Белоруссии со стороны России нужны обязательно, так же, как и взаимное согласование позиций и их тщательный учет в российской внешней политике. А что же Союзное государство? Пусть это будет светлая цель, а время все расставит по местам.
|