Русскоголосующее меньшинство |
| 2006-03-13 11:59:13 В преддверии парламентских выборов, намеченных на 28 марта, в Израиле разгорается борьба за голоса русскоязычных избирателей. По мнению экспертов, именно выходцам из бывшего СССР, которых окрестили стратегическим электоратом, предстоит определить окончательный состав будущего кнессета и в конечном итоге будущего премьера Израиля. С подробностями – корреспондент Ъ в Иерусалиме ГРИГОРИЙ Ъ-АСМОЛОВ. "Русские" не сдаются
"Русский голос" считался в Израиле решающим с 1992 года. Аналитики отмечали, что во всех предвыборных кампаниях побеждал тот, кого поддерживали русскоязычные репатрианты. Так было и с Ицхаком Рабином, и с Биньямином Нетаньяху, и с Эхудом Бараком, и с Ариэлем Шароном. Однако после парламентских выборов 2001 года "русский" фактор чуть не похоронили. Повод дала крупнейшая "русская" партия того времени "Исраэль Ба-Алия" (ИБА) Натана Щаранского. Получив по итогам голосования всего два мандата, ИБА заявила о слиянии с партией "Ликуд". Однако спустя три года выяснилось, что от голосов русскоязычных израильтян зависит судьба всех трех ведущих партий страны – "Кадимы", "Аводы" и "Ликуда".
Сейчас в Израиле проживают около 930 тыс. выходцев из стран бывшего СССР, которые обладают правом голоса. Из них, по оценкам экспертов, около 60%, то есть порядка 558 тыс. человек, придут на выборы. Их голоса определят судьбу всего 20 мандатов в 120-местном кнессете. Но за эти 20 мандатов разгорается нешуточная борьба.
"Русский' сектор исчез, однако 'русская' община осталась" – так объясняет результаты этих опросов газета "Хаарец". По ее мнению, проблемы русскоязычных израильтян похожи на проблемы коренных жителей страны. Однако при этом они остаются общиной, с похожими стремлениями, а главное, общей культурной идентичностью. Русскоязычные репатрианты хотят видеть в кнессете прежде всего тех, кто им близок, то есть "своих". Но эти "свои" вовсе не обязаны идти на выборы с платформой, основанной на обещаниях бороться за права "русских" репатриантов.
Единственная партия, позиционирующая себя как "русская",– "Наш дом Израиль" (НДИ). Как отметили наблюдательные журналисты, на ее предвыборном ролике за спиной лидера партии Авигдора Либермана красуется традиционный еврейский семисвечник и две матрешки. В центре агитационной кампании НДИ, как ни странно, не политическое будущее страны, а обещание разобраться с преступностью: "Безопасность каждому, закон для всех". Впрочем, и политическая программа господина Либермана также весьма четкая – разделение по национальному признаку: все еврейские поселения должны остаться за Израилем, а населенные пункты, в которых проживают арабы, включая те, которые сейчас находятся на израильской территории, должны отойти Палестине.
В НДИ были привлечены известные в "русской" среде фигуры, среди которых особенно выделяется популярный телеведущий израильского русскоязычного канала "Израиль Плюс" Йосеф Шагал. Правда, не обошлось без скандала. На сайте партии появился ролик, главным героем которого стал певец Александр Розенбаум. Идя по улицам Иерусалима вместе с лидером НДИ и ребятами в майках "молодежь НДИ", известный бард пел: "Там нет края, где нас не знают, все хорошо: 'Наш дом Израиль'". Недоумение у ряда наблюдателей вызвало то, что господин Розенбаум, выступая в поддержку Авигдора Либермана, является депутатом Госдумы РФ, а также прославился тем, что поставил подпись под письмом в поддержку суда над Михаилом Ходорковским. "Ряд комментаторов в 'русской' общине высказали беспокойство из-за возможной связи между предвыборной кампанией в Израиле и нынешними российскими властями",– отмечает "Хаарец". Впрочем, ролик с Александром Розенбаумом так и не появился в рамках телевизионных трансляций, а рейтинг партии в русскоязычной среде самый высокий.
"Русские", вперед!
Второе место в политических предпочтениях русскоязычных израильтян занимает партия "Кадима". Аналитики полагают, что если бы ее лидером оставался Ариэль Шарон, успех партии среди русскоязычных был бы обеспечен. Однако в отличие от премьера, который скоропостижно покинул политическую арену после тяжелого инсульта, нынешнего лидера "Кадимы", и. о. главы правительства Эхуда Ольмерта вряд ли можно назвать популярным среди "русских" политиком.
Опрос газеты "Маарив" показывает, что большинство русскоязычных израильтян считают господина Ольмерта продолжателем дела Ариэля Шарона. Вместе с тем лучшим премьером после Авигдора Либермана "стратегический электорат" считает лидера "Ликуда" Биньямина Нетаньяху, который с 33% голосов опережает Эхуда Ольмерта на 7%. Господин Ольмерт пытается завоевать симпатии, подчеркивая, что его родители родом из Самары и Одессы, и призывает на помощь старшего брата Ами, который неплохо знает русский язык. В "Кадиме" пошли на беспрецедентный шаг и включили в парламентский список партии шесть "русских" кандидатов. Однако, как показал на прошлой неделе предвыборный съезд "Кадимы" в городе Ришон-Лецийон, где живет очень много выходцев из СНГ, эти усилия не дают результатов – мероприятие собрало всего 500 человек, хотя организаторы ждали по меньшей мере 1000.
Если "Кадима" подкупает "русского" избирателя длинным "русским" списком и титулом наследницы Ариэля Шарона, популярность "Ликуда" среди "русских" израильтян основывается в первую очередь на фигуре лидера партии Биньямина Нетаньяху. "Ликуду", который, согласно опросам, получает между 15 и 17 мандатами и явно проигрывает не только "Кадиме", но и левой "Аводе", "русский голос" может позволить остаться весомой политической силой в кнессете будущего созыва. Опросы газеты "Маарив" показывают, что Биньямин Нетаньяху более популярен среди русскоязычных, чем Эхуд Ольмерт. Однако борьба за "русские" голоса дается господину Нетаньяху очень непросто. С одной стороны, голоса у него оттягивает его бывший ближайший помощник Авигдор Либерман. С другой – армия "русских" кандидатов "Кадимы". Правда, у Биньямина Нетаньяху тоже есть два "русских" – Натан Щаранский и Юлий Эдельштейн. Наблюдатели полагают, что единственный шанс господина Нетаньяху повысить популярность на "русской" улице – это отобрать голоса у "Кадимы" или же привлечь на свою сторону избирателей из тех 40% "русских", которые еще не решили, кому отдать свой голос.
Последней крупной партией, которая борется за "русские" голоса, является "Авода" Амира Переца. Однако несмотря на все усилия, которые предпринимают активисты "русского" штаба этой партии, "Авода" вряд ли может рассчитывать на русскоязычных. Наиболее серьезным ударом по репутации партии в этом смысле стала победа на внутрипартийных выборах профсоюзного лидера Амира Переца, сменившего на посту главы "Аводы" Шимона Переса. Ни то, что господин Перец является выходцем из Марокко, ни то, что он имеет выраженный социалистический имидж, не добавляет ему популярности среди русскоязычных израильтян. В отчаянной попытке повысить популярность "Аводы" пиарщики партии пытаются изменить имидж господина Переца, напоминая избирателям, что он тоже репатриант. Однако на его рейтинге эти усилия пока никак не отражаются.
Согласно опросу газеты "Маарив", опубликованному в конце минувшей недели, в "русской" среде уверенно лидирует "Наш дом Израиль". Благодаря этой поддержке он может на данный момент рассчитывать на восемь мандатов. На втором месте "Кадима" – между пятью и шестью мандатами. На третьем "Ликуд" – два-три места и, наконец, "Авода" может надеяться в лучшем случае на один мандат. Вместе с тем ряд социологов подчеркивают, что основная борьба между партиями разразится в последние дни перед выборами. Ставкой будут те 40% "русского" сектора, которые не приняли решения, кому отдать свой голос, или не собираются идти на избирательные участки. Результаты голосования "русских" израильтян можно будет узнать только после выборов. Однако уже сейчас наблюдатели отмечают, что благодаря борьбе, развернувшейся за "русские" голоса, и особенностям этой предвыборной кампании в новом составе кнессета будет рекордное количество "русских" депутатов.
|