"Агитпоезд" Германа Грефа |
| 2006-03-15 12:14:46 Министр экономического развития и торговли Герман Греф изменил тактику заманивания иностранных инвесторов на российские просторы. Теперь, похоже, он взял на вооружение известный принцип «если гора не идет к Магомету...». Если раньше работа велась с теми, кто уже доехал до Москвы, то теперь министр решил сам выехать навстречу инвесторам. Вчера он был в Канне (Франция), на ежегодной Международной выставке коммерческой недвижимости, на которую съезжаются инвесторы со всего мира. Как говорят местные жители, приезжих сейчас больше, чем на знаменитом Каннском кинофестивале.
Весь последний год Герман Греф в каждой своей командировке в регионы рассказывал местным властям о сказочных возможностях, открывающихся на этой выставке. И каждый раз вспоминал личный опыт. «Когда я был вице-губернатором Санкт-Петербурга, ездил на эту выставку каждый год и всегда привозил новые контракты», -- говорил он, видимо, рассчитывая на то, что региональные руководители последуют его примеру.
Расчет оправдался. В Канн приехали представители более 40 субъектов федерации (по словам Германа Грефа, общее число российских участников ярмарки достигло 1360 человек).
Правда, полноценных презентаций региона, по словам министра, было всего пять. Зато очень масштабных. Краснодарский край, например, под традиционное пение кубанского хора и блины с икрой представил 112 различных проектов. На презентации Татарстана (делегацию возглавил лично Минтимер Шаймиев) играли скрипки, а огромный стенд Московской области был украшен двумя манекенами: сноубордист и гольфист зазывали иностранных инвесторов.
Хотя подмосковные курорты, несмотря на звонкие названия, например «Рузская Швейцария», аналогичными альпийским природными красотами похвастаться вряд ли смогут (как, впрочем, и многие другие среднероссийские регионы), однако именно горнолыжные курорты представляются региональным элитам наиболее востребованным и интересным способом вложения инвестиций. Проекты по строительству больших горнолыжных комплексов представлены чуть ли не на каждом стенде, начиная от Калуги и заканчивая традиционным Приэльбрусьем. Этим, кстати, русский павильон отличается от экспозиций других стран, где преобладают проекты по коммерческой и жилой недвижимости.
Впрочем, уже в этом году развивать туризм в регионах станет намного выгоднее. Как рассказал журналистам глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов, в ближайшую пятницу Госдума должна рассмотреть в первом чтении поправки в закон об особых экономических зонах, вводящие новый вид зон -- туристско-рекреационные. По его словам, эти зоны станут наиболее либеральным вариантом «точек роста». Потенциальные инвесторы не будут ограничены ни размером территории, ни необходимостью вложить определенный размер средств. Более того, одна зона может быть расположена на территории нескольких субъектов федерации. Эта норма явно зафиксирована с учетом географического расположения озера Байкал -- одного из фаворитов в борьбе за звание особой туристско-рекреационной зоны. Зон такого типа будет всего три-четыре, поэтому конкуренция предстоит серьезная. Практически все будущие участники конкурса, по словам г-на Жданова, приехали в Канн презентовать свои проекты.
Герман Греф возложил на себя в Канне непростую задачу: ему надо было не только поддержать своим авторитетом региональные проекты, но и в который раз попытаться убедить иностранных инвесторов в том, что с Россией можно иметь дело. Выступая перед инвесторами, министр заявил, что иностранные инвестиции в Россию необходимо увеличить в десять раз. «То, что в России сложнее вести бизнес, чем в других странах, -- это миф», -- подчеркнул он. «Да, -- признал министр, -- есть три риска -- коррупция, административные барьеры и неэффективная судебная система, но мы пытаемся их преодолевать. Зато в России очень либеральная налоговая система, огромный рынок и высококвалифицированная рабочая сила». Среди иностранных инвесторов такая позиция, похоже, находит понимание. В первый же день работы выставки администрация Санкт-Петербурга заключила две сделки общей стоимостью почти миллиард долларов. В российской делегации уверены, что до конца недели (до завершения выставки) будут заключены и другие контракты.
Канн
|