Похоронная политика Москвы и Белграда |
| 2006-03-15 12:46:35 Окружной суд Белграда согласился оставить на свободе вдову Слободана Милошевича Миру Маркович в случае ее прибытия в Сербию на похороны супруга. За нее будет заплачен залог в размере 15 тысяч евро. При этом обвинение в адрес г-жи Маркович остается в силе и она может быть арестована, если попытается скрыться от правоохранительных органов. Напомним, что в Сербии на нее заведено дело в связи с незаконным предоставлением квартиры няньке внука. Имеются также подозрения в причастности Маркович к убийству бывшего президента Сербии Ивана Стамболича.
Решение окружного суда можно назвать компромиссным, поскольку оно открывает возможность для прибытия вдовы Милошевича, проживающей на постоянной основе в России, в Белград и соответственно организации похорон в Сербии. Такой сценарий снизил бы вероятность политического кризиса в стране, где может пасть правительство в случае возникновения проблем с преданием земле тела бывшего президента Сербии и СРЮ. Социалисты уже пригрозили блокировать работу парламента, что привело бы к досрочным выборам с вероятностью потери демократами большинства.
Ясно, что судебные органы приняли решение с учетом политического контекста и, по некоторым данным, при личном вмешательстве премьер-министра Воислава Коштуницы.
До решения окружного суда сын Слободана Милошевича Марко заявил, что обратился с просьбой к российским властям разрешить (по крайней мере временное) захоронение отца в Москве. На это, по его словам, уже получено согласие мэра Юрия Лужкова. Марко мотивировал свою просьбу нежеланием сербских властей предать тело Милошевича сербской земле и якобы звучащими из Белграда угрозами в адрес семьи.
В пресс-службе мэрии Москвы «НГ» заявили, что не располагают информацией о согласии Лужкова на похороны в Москве. В МИД РФ, в свою очередь, исключают такую возможность, кроме как в случае официального запрета властей Сербии и Черногории на погребение бывшего югославского лидера на родине. А такой запрет не прогнозируется.
Марко Милошевич, так же как его мать и брат покойного Борислав, постоянно проживает в России. Ранее Марко разыскивался сербскими правоохранительными органами в связи с угрозой физической расправы над одним из активистов молодежного движения «Отпор». Однако в прошлом августе дело Милошевича-младшего было закрыто. Таким образом, формальных препятствий для его въезда в Сербию нет.
Нет проблем с правоохранительными органами и у бывшего посла СРЮ в Москве Борислава Милошевича. Однако в данный момент он находится в больнице, и вчера его состояние ухудшилось. Он был госпитализирован после известия о кончине брата. Вчера в разговоре с корреспондентом «НГ» он сказал, что не стал бы возражать против временного захоронения Слободана Милошевича в Москве, если такова воля супруги и детей усопшего. Вместе с тем он подчеркивает, что его брат заслуживает похорон на родине со всеми почестями, полагающимися бывшему главе государства.
Дочь Милошевича Мария проживает на постоянной основе в Черногории и, судя по ее заявлениям, согласна лишь на похороны отца в черногорском местечке Лиева-Риека, где находится одно из фамильных имений. Ее позиция тем более ясна, если учитывать имеющиеся у нее проблемы с сербскими властями. В момент ареста отца весной 2001 года она стреляла из пистолета. Несмотря на то что никто из присутствовавших не был ранен, утверждалось, что она поставила под угрозу жизнь тогдашнего вице-премьера Чедомира Йовановича.
Слободан Милошевич скончался в минувшую субботу в гаагской тюрьме, где он находился в связи с обвинениями в преступлениях, совершенных в период войн в Хорватии (1991–1995 гг.), Боснии и Герцеговине (1992–1995 гг.) и Косово (1998–1999 гг.). Согласно предварительным данным, подсудимый скончался от инфаркта.
Ни одни похороны на Балканах до сих пор не сопровождались столь интенсивными спорами. По оценкам наблюдателей, проститься с бывшим сербским лидером пожелали бы сотни тысяч его сторонников.
|