2006-03-16 15:08:07 Вчера в Москве состоялось очередное, уже 20-е по счету заседание Специальной рабочей группы (СРГ) по Каспию на уровне спецпредставителей президентов пяти прикаспийских стран -- Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Целью СРГ, созданной в конце 90-х по решению глав государств каспийской пятерки, является выработка проекта Конвенции о правовом статусе Каспия. Другими словами -- соглашения о разделе одного моря на пять частей так, чтобы все были довольны.
Возникшая после 1991 года, когда вместо двух каспийских государств (СССР и Ирана) образовалось пять, эта арифметическая задача сегодня все так же далека от решения. Непреодолимым препятствием в последние годы оказалась позиция Ирана, претендующего на пятую часть морской акватории -- это неприемлемо для остальных государств. Вчера иранский представитель в СРГ Моджтаба Дамирчилу заявил, что «позиция Тегерана не сводится к тому, чтобы Каспийское море было разделено на пять равных частей, а Ирану досталось бы 20%». «Мы считаем, что вопрос разделения моря должен решаться на основе международной методики и международного права», -- сказал г-н Дамирчилу. Однако все предыдущие переговоры по разделу Каспия сводились к поиску срединной линии раздела, затем модифицированной срединной линии, выработка которой как раз и основывалась на международной практике.
Судя по словам посла по особым поручениям МИД России Александра Головина, вчерашнее юбилейное заседание СРГ так и не сдвинуло с мертвой точки выработку каспийской конвенции. «Вероятно, предстоит трудная работа, конвенция будет согласовываться долго, а может быть, удастся выйти на подписание в обозримой перспективе», -- заметил г-н Головин. Замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов сказал, что «остаются еще вопросы и, вероятно, предстоит большая и трудная работа».
Гораздо определеннее каспийские переговорщики комментировали вопросы, непосредственно не относящиеся к проблеме раздела моря. Речь идет о перспективе прокладки по дну Каспия трубопроводов, по которым казахстанские и туркменские углеводороды могли бы транспортироваться через Азербайджан на мировые рынки. В начале года Баку заявил, что нет никаких технических проблем, которые бы препятствовали реализации этих проектов. Этот сигнал был адресован Москве, где эта идея, мягко говоря, совсем не приветствуется.
Вчера посол Головин подтвердил эту позицию: «Магистральный трубопровод -- серьезная угроза, которая может поставить под вопрос благополучие всего региона, с Каспием надо обращаться очень осторожно...» Его азербайджанский коллега Халаф Халафов деликатно, но твердо ответил: «Есть доводы российской стороны, однако есть интерпретация специалистов Азербайджана». Фактически поддержал позицию Баку и представитель Казахстана Ерик Утембаев, давший понять, что не видит разницы между планами России строить трубопровод по дну Балтики и азербайджано-казахстанским намерением проложить трубу по каспийскому дну.
Обнаружилось вчера в Москве и очевидно сдержанное отношение Азербайджана к российскому предложению «исключить присутствие в регионе Каспия военных сил третьих стран». Под этим подразумеваются планы создания так называемой американо-азербайджанской «каспийской гвардии» для охраны трубопроводов, проложенных по территории Азербайджана. Халаф Халафов отметил, что «эти вопросы входят в компетенцию суверенных стран».
|