2006-03-17 10:59:57 Первое масштабное обсуждение проблем глобальной энергетической безопасности в рамках «большой восьмерки» прошло на «ура». Результаты встречи министров энергетики и сопутствующих мероприятий глава Минпромэнерго России Виктор Христенко на правах хозяина назвал поразительными «в положительном смысле». По его словам, у участников не нашлось «серьезных поводов для разногласий», зато обнаружилось «достаточно обширное поле совместных интересов». У российской стороны действительно есть все основания быть довольной и ходом консультаций, и произведенным резонансом. Министры G8 в итоговом коммюнике поддержали три главных для Москвы тезиса -- необходимость взаимного и справедливого доступа на энергорынки, обоснованность диверсификации поставок и право третьих стран развивать атомную энергетику. К неудачам следует отнести отсутствие в итоговом тексте темы гарантий спроса, которую активно продвигал на встрече с министрами «большой восьмерки» Владимир Путин.
Двухдневная программа форума энергетических министров в Москве было насыщенной и разнообразной. Среда была посвящена двусторонним встречам подъезжавших гостей с российским коллегой Виктором Христенко, которые наряду с глобальными проблемами давали повод для дополнительного рассмотрения конкретных вопросов сотрудничества.
В четверг утром состоялась сама беседа в расширенном составе с привлечением коллег из Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР, а также представителей Всемирного банка, ОПЕК и МАГАТЭ. После чего министры стран «восьмерки», усиленные представителями Евросоюза встретились в Кремле с Владимиром Путиным.
По сложившейся традиции кремлевская встреча началась с небольшим опозданием. Впрочем, прибывшие к президенту министры, которых г-н Христенко выстроил в довольно правильную шеренгу, с пользой провели минуты ожидания. Пока еврокомиссар по делам энергетики латыш Андрис Пиебалгс что-то увлеченно рассказывал итальянскому министру Клаудио Скайоле, Виктор Христенко развлекал англоговорящую часть министерской «восьмерки». История, рассказанная им, очень развеселила американца Сэмюела Бодмана (настолько, что он даже покинул строй) и заставила похихикать канадца Гэри Ланна и англичанина Алана Джонсона. К концу ожидания завели беседу стойкие представители Германии (Георг Адамович) и Австрии (Мартин Бартенштайн), приглашенной из-за председательства в ЕС. Не выдержал и державшийся в стороне француз Франсуа Лоос, и стал активно махать руками фотографам, призывая сделать пару снимков на память. И лишь старший заместитель министра экономики, торговли и промышленности Японии Акира Нисино простоял все время с самурайским спокойствием.
Появившийся Владимир Путин поздоровался с каждым гостем и заявил, что ему очень приятно принять в Москве именно их - «людей, которые в странах «восьмерки» занимаются энергетической политикой». «Это ключевой сектор мирового хозяйства», -- объяснил он свою приязнь. Затем он напомнил, какое место Россия занимает в экспорте энергоресурсов (первое -- по газу, второе -- по нефти и нефтепродуктам). И перешел к своему видению энергетической безопасности. По его словам, это надежное снабжение мировой экономики традиционными энергоресурсами, борьба с энергетической бедностью, диверсификация энергоснабжения, а также развитие возобновляемых видов ресурсов, прежде всему мирного атома.
«По всем этим проблемам планируем представить к саммиту «Группы восьми» в Санкт-Петербурге конкретные инициативы и предложения, -- пообещал президент. -- И будем готовы в полном объеме принять участие в их практической реализации, включая и финансовое участие наших компаний, если потребуется - и государственное участие наших компаний, а если потребуется - и государства».
«Сегодняшний день стал значимым для дальнейшей работы по энергобезопасности в глобальном масштабе, -- заявил Виктор Христенко на итоговой пресс-конференции. -- Мы выслушали мнение стран, входящих в "большую восьмерку", приглашенных стран, а также международных организаций и учли при выработке итогового документа». Страны-участницы договорились повышать рыночную открытость, прозрачность мировой энергетики, а также внедрять энергетически чистые технологии. «В ходе заседания мы пришли к выводу о том, что ядерная энергетика -- это неизбежная перспектива для ряда ведущих экономик», -- сказал российский министр, и отметил, что особое внимание было уделено «месту ядерной энергетики в будущем мировом энергетическом балансе».
|