2006-03-17 11:13:28 В США вчера был обнародован 49-страничный документ под названием «Стратегия национальной безопасности», подписанный президентом Джорджем Бушем. Среди стран, ситуация в которых в той или иной мере идет вразрез с интересами США, упомянута и Россия.
Предыдущая стратегия увидела свет в сентябре 2002 года. Режим талибов в Афганистане уже пал. Но американцам предстояло разобраться с Ираком, пригрозить другим «государствам-изгоям» (в частности, Северной Корее), наконец, выстроить новые отношения с Россией -- партнером США по антитеррористической коалиции.
С тех пор минуло почти четыре года. Список «проблемных» для США стран и регионов расширился. Ныне к ним отнесены Иран, Сирия, Северная Корея, придерживающийся «старого мышления» Китай, Ближний Восток и Россия. Стратегия признает, что и в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна не все ладно. Более 2300 американских солдат погибли там с марта 2003 года. Правда, президент США убежден, что победа в Ираке все ближе. Она будет достигнута, «когда иракское правительство при поддержке международной коалиции разгромит террористов». Вчера президент развил иракскую тему на торжественном обеде, устроенном в Вашингтоне национальным комитетом конгрессменов-республиканцев.
Главным смыслом стратегии США остается превентивность силовых акций. Более того, упреждающее применение силы теперь возможно, «даже если сохраняются сомнения относительно времени и места вражеской атаки». Похоже, президент Буш решил подстраховаться на случай, если очередная операция против суверенной страны не подтвердит исходящей от нее угрозы -- как это произошло с Ираком.
В качестве адресатов новых американских военных ударов рассматриваются Сирия и Иран. Первая, по мнению США, -- тирания, дающая прибежище террористам и их финансирующая. К Тегерану претензий еще больше: сомнительная ядерная программа, угрозы в адрес Израиля, попытки подрыва мира на Ближнем Востоке и демократии в Ираке, ущемление прав собственных граждан. Обвинение в финансировании террористов также остается в силе. Госсекретарь США Кондолиза Райс вчера без обиняков назвала Иран «центральным банком терроризма».
Глава итальянской дипломатии Джанфранко Фини вчера после телефонной беседы с г-жой Райс высказал мнение, что проведение Соединенными Штатами военной акции в Иране маловероятно. По словам Фини, "Проект военного вторжения находится на столе у президента Буша, но это гипотетический проект".
Как подчеркнул в беседе с «Временем новостей» директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин, нынешняя стратегия национальной безопасности США все же «видит мир более сложным и многоцветным, нежели концепция четырехлетней давности, которая была проста как топор». Вместе с тем, по оценке эксперта, концепция «по-прежнему в значительной степени проникнута мессианством, присущим американскому менталитету». «Американцы исходят из того, что они, может быть, не самые умные люди в мире, но им повезло, и у них самая лучшая государственная система. Они не понимают, почему другие страны не могут иметь такую же систему. А значит, надо помочь им ее получить, -- отметил г-н Злобин. -- И главным препятствием к этому, по мнению американцев, выступают тираны и авторитарные режимы".
Россия не Иран, и исходящие от нее угрозы прописаны в докладе Буша менее конкретно. "Последние тенденции, к сожалению, указывают на уменьшающуюся приверженность России демократическим свободам, -- говорится в новой стратегии США. -- В силу географии и мощи Россия обладает большим влиянием не только в Европе и среди непосредственных соседей, но также во многих других регионах, жизненно важных для нас: это Большой Ближний Восток, Южная и Центральная Азия, Восточная Азия".
От России требуют, чтобы она "уважала принципы свободы и демократии у себя дома", а также "не препятствовала свободе и демократии в соседних странах". И вообще подход Вашингтона к нашей стране будет зависеть от того, «какую внешнюю и внутреннюю политику выберет Россия». В стратегии сказано, что с Россией, Украиной, Казахстаном и Вьетнамом продолжится работа над "рыночными реформами, необходимыми для вступления в ВТО".
По мнению Николая Злобина, «российский раздел» доктрины «является еще одним свидетельством того, что американский политический класс не имеет однозначного взгляда на Россию: дебаты идут с противоположных позиций -- от «ну ее, эту Россию» до «давайте вовлекать ее как можно больше во все». В нынешней концепции «Россия не отнесена ни в какую сторону, она повисла где-то в воздухе», отмечает г-н Злобин. По его словам, «американцам очень не хочется терять Россию как потенциального союзника». С другой стороны, им приходится признавать, что «стратегического партнерства не получилось». "Это отчасти разочаровывающий подход к России, но с другой стороны, с таким подходом можно работать», -- уверен эксперт.
В своей политике по отношению к Москве Джордж Буш вынужден считаться с настроениями в конгрессе. В среду палата представителей почти единогласно приняла резолюцию, призывающую Россию «обеспечить полную защиту свобод для всех религиозных сообществ вне зависимости от того, зарегистрированы они или нет, и положить конец преследованию незарегистрированных религиозных групп аппаратом спецслужб и другими правительственными институтами». В случае невыполнения этих требований конгрессмены рассчитывают на вызов России на ковер ОБСЕ и Совета Европы.
|