Жить и работать по-европейски |
| 2006-03-21 12:35:45 На этой неделе в Лондоне пройдет международный «круглый стол» «Корпоративное управление: гармонизация стандартов России и ЕС». Как ожидается, в нем примут участие российский вице-премьер Александр Жуков, министр торговли и промышленности Великобритании Алан Джонсон, председатель Национального совета по корпоративному управлению Владимир Потанин, президент ЕБРР Жан Лемьер, глава ФСФР Олег Вьюгин, генеральный директор «Рио Тинто» Пол Скиннер, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, глава группы «Ренессанс Капитал» Стивен Дженнингс. Национальный совет по корпоративному управлению подготовил в преддверии лондонской встречи исследование «Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС». Один из авторов этого исследования советник управляющего директора компании "Интеррос" Александр АСТАПОВИЧ представляет некоторые выводы экспертов.
В течение последнего года среди политиков, законодателей и экспертов идет активное обсуждение возможных путей совершенствования корпоративного права и управления. По существу, речь идет о реформировании законодательства в области корпоративных отношений, которое соответствовало бы сложившимся в мире нормам. Многие из действующих правил и принципов корпоративных отношений, закрепленные законодательно и впоследствии доработанные судебной практикой, уже не обеспечивают надлежащих гарантий защиты интересов участников рынка, и прежде всего инвесторов и кредиторов.
Реформа корпоративного законодательства должна помочь России и российскому бизнесу ответить на вызовы глобализации, которые связаны с дальнейшей интеграцией страны в мировую систему. Особую значимость приобретает выработка единых стандартов и правил деятельности бизнеса в современном мире. Рост иностранных инвестиций в России особенно остро ставит перед западными инвесторами проблему защиты их прав. В свою очередь российские компании, выходящие на внешние рынки, сталкиваются с различиями в практике корпоративного управления. Поэтому одной из главных задач должна быть выработка комплекса мер, направленных на расширение инвестиционного сотрудничества, привлечение новых инвесторов. Расширение деятельности российских компаний за рубежом ставит задачу гармонизации законодательства России и стран ЕС, а затем и других зарубежных стран. Опыт применения американских законов, принятых с целью предотвратить нарушения в сфере корпоративных отношений, показал, что во многих отношениях они излишне жестки, а выполнение их требований сопряжено для компаний с огромными затратами.
В целом реформа должна привести к надежности и стабильности законодательства в сфере корпоративного права и управления, устранить нормы, препятствующие развитию российских компаний и повышению эффективности финансирования российского бизнеса, а также обеспечить адекватный уровень защиты прав и интересов участников корпоративных отношений.
В рамках решения этих задач российское корпоративное законодательство должно быть нацелено на дифференциацию регулирования в зависимости от статуса и размера компании. Реализация этой идеи может облегчить условия развития малого и среднего бизнеса. В законодательстве было бы полезно закрепить подход, согласно которому регуляторные требования, касающиеся объема и содержания раскрываемой информации, финансовой отчетности, практики корпоративного управления, в отношении малого бизнеса должны быть гораздо менее жесткими по сравнению с крупными публичными компаниями.
Один из наиболее дискуссионных вопросов реформы -- повышение регулирующих, надзорных и контрольных функций ФСФР как основного регулятора в сфере корпоративных отношений. Опыт многих стран показывает, что для эффективного осуществления этих функций необходимо создание единого государственного регулятора на финансовом рынке. В этой связи потребуется разработка специального законодательства, определяющего полномочия, статус, систему принятия решений органом, уполномоченным осуществлять регулирование, контроль на финансовом рынке и оказывать услуги его участникам. Это позволило бы наиболее эффективно защищать права и законные интересы инвесторов на финансовом рынке и обеспечило более эффективный надзор за соблюдением установленных требований и правил.
В результате ФСФР получила бы полномочия, сходные с полномочиями аналогичных регулирующих органов западных стран. Эффективность использования таких полномочий непосредственно зависит от оперативности реагирования регулятора на развитие рынка, нежелательное поведение его участников, а также от того, в какой мере его деятельность отвечает потребностям среднего бизнеса. В связи с этим встает вопрос о том, сможет ли реализация указанных предложений обеспечить действенную защиту прав и интересов инвесторов.
Однако российская практика показывает, что жесткий контроль со стороны государственных органов и расширение их функций не означает повышения как надежности регулирующих мер, так и доверия к ним со стороны инвесторов. Более того, в результате получения дополнительных полномочий российские регуляторы зачастую начинают выполнять «карательные» функции в отношении бизнеса. Приоритетом в работе наших регулирующих органов, занимающихся проблемами корпоративного управления, должен стать получивший широкое распространение в мире принцип «меньше регулирования, больше надзора».
Разработка системного подхода к регулированию необходима также с точки зрения способности саморегулируемых организаций обеспечить надежные правила и надзор за российским рынком ценных бумаг. Учитывая европейский опыт, передача функций регулирования и контроля над определенными сферами рынка саморегулируемым организациям была бы весьма целесообразна. В таких странах, как Германия, где государственное регулирование достаточно развито, роль банковских ассоциаций при страховании вкладов и фондовых бирж при определении и принятии правил по раскрытию информации значительно весомее, чем в России.
Определенный уровень гармонизации имеет свои преимущества в первую очередь с точки зрения прогнозируемости состояния деловой среды для иностранных инвесторов. Однако в каждой стране существует собственная специфика корпоративного права, учитывающая национальные различия в деловых традициях и потребностях бизнеса. Важно было бы расширить участие России в международной деятельности по выработке глобальных стандартов корпоративного управления, отвечающих интересам развития бизнеса разных стран.
Развитое корпоративное право и его унификация явились существенным фактором успеха западноевропейской экономики в послевоенный период. Близкие для России европейские правовые традиции и подходы служат не просто показательным примером, а определенным ориентиром при проведении реформы. Тот факт, что Китай принял решение ввести европейские стандарты финансовой отчетности (IFRS), служит еще одной иллюстрацией влияния европейского права далеко за пределами собственно Европы. Если процесс постепенной гармонизации европейского и российского права начнется, он может стать важным фактором успеха российских компаний на мировых рынках. Более того, продолжение дискуссии даст позитивные результаты не только в области корпоративного права, но и в сфере рынков капитала и банковском секторе.
|