В Китай погоним не только газ, но и нефть |
| 2006-03-23 15:27:04 Вчера в Пекине высокопоставленные российские чиновники сделали ряд важных заявлений относительно сотрудничества России и Китая в энергетической сфере. Выступая на Российско-Китайском деловом форуме, Владимир Путин заявил: у него нет сомнений в том, что проект удастся реализовать. А глава МИДа Сергей Лавров не исключил участия китайских компаний в освоении месторождений в России, а также сотрудничество компаний РФ и Китая в последующем распределении этих ресурсов.
В целом визит в Поднебесную Путину понравился. «На фоне динамично развивающихся российско-китайских отношений этот визит выглядит очень солидно, он не только насыщен конкретными документами, он в высшей степени прагматический, направлен на укрепление политических отношений», – сказал глава России на встрече с председателем Всекитайского собрания народных представителей У Банго. На этой высокой ноте Путин закончил официальную программу в Пекине и отбыл в Шаолинь смотреть показательную тренировку мастеров кун-фу.
Бизнес попросили сердечно поприветствовать власть стоя
Когда в Москве было 4 утра, российские бизнесмены постепенно собирались на Российско-Китайский деловой форум. Прийти в себя гранды российской экономики пытались с помощью кофе, который продавался здесь же. К моменту начала мероприятия российские предприниматели были уже вполне готовы воспринимать идеи президента России и председателя Китая Ху Цзиньтао. «Прошу всех встать и сердечно поприветствовать господина Владимира Путина и Ху Цзиньтао!» – попросил аудиторию ведущий. Зал, в котором присутствовало почти все ВВП России и Китая, в едином порыве встал и в течение минуты (!) овацией приветствовал двух лидеров. Похожие картинки я помню из времен своего советского детства: примерно так, громкими и продолжительными аплодисментами, стоя, на съездах партии делегаты приветствовали «дорогого Леонида Ильича». Для российского бизнеса это неплохая школа хороших манер – в ближайшее время они собираются в гости к президенту. Но об этом ниже.
Ху Цзиньтао заявил, что «экономически Китай и Россия дополняют друг друга». Пока это горькая для нас правда: мы продаем Китаю практически только сырье, Поднебесная – различные товары, включая продукцию машиностроения. Лидер КНР напомнил, что среди главных задач Китая – удвоение ВВП к 2010 году при снижении затрат на 20%. «В России были поставлены подобные задачи», – заметил Ху Цзиньтао, тактично не упомянув, что уже мало кто в России верит в их осуществление. В общем, как дал понять председатель Китая, его государство не против покупать у нас готовую продукцию, если Россия, конечно, сможет предложить что-то конкурентоспособное. Ху Цзиньтао также недвусмысленно намекнул, что Китай заинтересован в российских мозгах: говоря о сотрудничестве в сфере высоких технологий, товарищ Ху напомнил, что «Россия обладает мощным кадровым потенциалом». Коллега Путина сказал и о сотрудничестве в нефтегазовой сфере.
Поведав о масштабных проектах России по поставкам нефти и газа в Китай, Владимир Путин вспомнил о печальном. Он отметил, что структура российского экспорта в Китай носит «неблагоприятный характер». По его словам, за 2005 год объем российских поставок машин и оборудования в Китай снизился вдвое. При этом экспорт в Россию этой же самой продукции, наоборот, увеличился. Путин напомнил, что у России и Китая большие перспективы для сотрудничества в сфере ядерной энергетики, медицины, для совместного исследования космоса. «Прошу всех встать и теплыми аплодисментами проводить лидеров России и Китая», – произнес ведущий, когда Путин и Ху Цзиньтао произнесли свои спичи. Присутствующие представители России и Китая снова встали. Российские предприниматели в эту тяжелую минуту, вероятно, вспоминали о своей тяжелой советской юности.
Даешь трубу в Китай
Как рассказал «НГ» глава «Транснефти» Семен Вайншток, китайская сторона будет финансировать и ТЭО проекта, и строительство ответвления от Сковородино (Амурская область) до Китайской границы. Проект строительства участка длинной в 70 км оценивается в 400 млн. долл. и может быть закончен в 2008 году. «Это грант китайской стороны», – шутит глава «Транснефти», подчеркивая, что этот участок будет российской собственностью. Вайншток дал понять, что именно нерешенность вопроса о финансировании строительства трубопровода Сковородино – граница КНР и являлась причиной затягивания начала реализации проекта. «Эта мазурка два года тянулась!» – пожаловался мне Вайншток.
Поскольку стало окончательно понятно, что Китай имеет все шансы получить российскую нефть по трубе, да еще и за свои деньги, осталось спросить у главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, как он относится к перспективе потерять часть доходов от перевозок черного золота по железной дороге. Главный железнодорожник страны был настроен вполне оптимистично. Он только что подписал несколько соглашений с китайскими коллегами, договорившись в ближайшее время удвоить объем контейнерных перевозок.
«Не потеряют ли РЖД часть доходов от перевозки нефти после введения в действие трубопровода?» – заговорила я о грустном. Главный железнодорожник страны заметил, что не может оценить тот объем нефти, который уйдет в трубу. Да и для производителя высококачественной нефти железные дороги лучше. «С тарифом тоже непонятно, – нашел еще один аргумент в пользу своего ведомства Якунин. – Ведь одно дело – старая труба. А совсем другое – когда нефтепровод строится. Существует ведь срок окупаемости».
Руководитель «Роснефти» – главного поставщика российской нефти в Китай – Сергей Богданчиков также не торопился обсуждать вопрос о транспортировке черного золота по нефтепроводу вместо традиционного железнодорожного маршрута. «Можно будет сопоставить, когда будет тариф на транспортировку нефти по трубе», – заметил в беседе со мной глава госкомпании. По словам Богданчикова, «Роснефть» рассчитывает, что когда «Транснефть» закончит строительство ответвления в Китай, компания частично будет заполнять эту трубу с помощью Талаканского и Ванкорского месторождений.
Меня также интересовал другой вопрос: рассматривает ли «Роснефть» возможность приобретения китайцами крупного пакета акций госкомпании. До сих пор, замечу, китайским компаниям не удалось получить ни один нефтяной актив в России – при том что их интерес к таким приобретениям достаточно велик. «Роснефть», как известно, давно дружит с Китаем: компании и банки этой страны помогли ей рефинансировать долг для покупки «Юганскнефтегаза». Богданчиков сказал, что китайцы могут приобрести акции «Роснефти», когда компания выйдет на международные биржи. Между тем возможность продажи крупного пакета акций компании до IPO он оценивает как очень низкую. Впрочем, «Роснефть», по словам Богданчикова, уже сделала предложение китайской национальной нефтегазовой корпорации поддержать выпуск IPO «Роснефти». Богданчиков отметил, что «компания заинтересована в привлечении квалифицированных и надежных партнеров».
|