2006-03-24 12:39:40 За неделю до 1 апреля – срока, когда "Газпром" намерен увеличить цену на газ для Армении, Ереван заявил о существенном прогрессе на переговорах. По словам министра обороны Армении Сержа Саркисяна, населению и производителям газ достанется по более низким ценам, чем предполагалось ранее. При этом ошарашившая Ереван в конце прошлого года цифра – $110 за тысячу кубометров – вовсе не отменяется. По данным Ъ, объяснение кроется в предложенном Москвой плане, согласно которому вместе с дорогим газом Армения получит ценный бонус – российское оружие по низким ценам.
Газ в обмен на собственность
Хотя до 1 апреля, когда Россия и Армения переходят на новую систему расчетов за газ, остается всего неделя, полной ясности по этому вопросу нет до сих пор. Так, еще в среду вечером премьер Армении Андраник Маргарян заявил, что изменения тарифов не будет. "Зафиксированная в двустороннем договоре цена в размере $110 окончательна, и ожидать изменений не стоит",– заявил он, отметив, что стороны уточняют возможные варианты и механизмы компенсаций. Однако ровно это же было известно и в начале года, когда Москва и Ереван вплотную занялись поиском взаимоприемлемых решений.
Когда в конце прошлого года замглавы компании "Газпром" Александр Медведев заявил, что цена газа, поставляемого Россией в Закавказье, с 2006 года составит $110 за тысячу кубометров, Москва ясно дала понять, что отступать от этой цифры не намерена. При этом господин Медведев особо отметил, что политические союзы не играют какой-либо роли в изменении тарифов на поставляемый в Закавказье газ. Правда, Москва согласилась рассмотреть варианты компенсаций увеличения цены за газ, которые смягчили бы удар для армянского потребителя.
Россия предложила такие компенсационные схемы. Москва, в частности, высказала заинтересованность в приобретении крупного пакета акций "Армросгазпрома". Вырученных от сделки средств по замыслу российской стороны Еревану вполне бы хватило на поддержание низкой цены на газ для внутреннего потребителя. Другой вариант и вовсе предполагал передачу в собственность Москве пятого энергоблока Разданской ТЭС, а также всей газотранспортной системы Армении. Российские специалисты даже успели оценить эти объекты в $140 млн.
Любопытно, что зарубил эти схемы "заклятый партнер" России – Иран. Дело в том, что средства на сооружение пятого энергоблока Разданской ТЭС и газопровода Иран–Армения дает Тегеран. Узнав о российской идее, Исламская Республика высказалась категорически против передачи этих объектов в собственность Москвы, пригрозив чуть ли не сворачиванием проектов. Ереван вынужден был согласиться с иранским ультиматумом.
Поиск решения
В январе президент Армении Роберт Кочарян отправился в Москву. Однако ощутимых результатов в газовых переговорах беседа с российским лидером Владимиром Путиным не принесла. "С учетом стратегического характера наших взаимоотношений с Россией мы рассчитывали, что вопрос с определением цены на российский газ мог быть решен более просто и не требовать столь долгих переговоров",– заявил по окончании поездки пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян.
Он же практически впервые за годы российско-армянских отношений прибег к завуалированным угрозам в адрес Москвы. "В сложившейся ситуации нас более всего беспокоит тот факт, что в Армении формируется общественное мнение, которое трудно считать благоприятным для России. Нас беспокоит то, что в долгосрочной перспективе подобные настроения могут сыграть свою роль",– заявил пресс-секретарь президента Армении.
После этого армянских политиков как будто прорвало. Спикер парламента Артур Багдасарян заявил, что хотя и остается сторонником развития армяно-российских стратегических отношений, однако считает необходимым "уточнить их рамки". А вице-спикер национального собрания, один из лидеров партии "Дашнакцутюн" Ваган Оганесян заметил, что после роста тарифов на российский газ на смену "эмпирическим пророссийским настроениям" в армянском обществе пришли прагматические подходы.
В СМИ все чаще замелькали публикации о том, что Армении не следует постоянно просить Россию о снисхождении. По мнению их авторов, Еревану надо бы брать пример с соседей – Грузии и Азербайджана, которые молча приняли инициированное Россией повышение цен на газ. "По крайней мере, это дает нам свободу для политического маневра",– замечали издания.
Впрочем, правительство Армении старалось не делать резких движений. В частности, министр обороны Серж Саркисян отверг предложения о том, чтобы начать взимать с Москвы плату за пребывание российской военной базы на территории Армении. "Цена на российский газ каким-либо образом не связана с обеспечением нашей безопасности. Российская военная база была размещена по просьбе армянского правительства. Она является одним из компонентов нашей безопасности, и мы пока чувствуем необходимость в этой базе",– отрезал министр обороны.
Однако Москва на уступки не шла. Еще в феврале, будучи с визитом в Швеции, Роберт Кочарян заявил, что "пока не знает, какой будет цена российского газа для Армении после 1 апреля". При этом он отметил, что стороны продолжают переговоры о "компенсационных механизмах", которые позволят смягчить последствия повышения цены на российский газ и "могут действовать в течение двух-трех лет".
Пока продолжались переговоры, в соответствии с требованиями армянского законодательства компания "Армросгазпром" обратилась в комиссию по регулированию общественных услуг с заявкой на повышение внутренних тарифов на газ. В компании говорят, что не могли поступить иначе, поскольку в контракте с "Газпромом", датированным 28 декабря 2005 года, была ясно прописана новая цена – $110. Комиссия приняла решение о том, что начиная с 10 апреля этого года население Армении будет платить за кубометр газа 90 драмов (около $0,2) вместо прежних 59 драмов. Промышленные потребители будут платить за тысячу кубометров $146,51 вместо прежних $79,1.
Газ в обмен на оружие
Лишь в среду поздно вечером граждане Армении услышали первое обнадеживающее известие относительно "газовых переговоров". "По поручению президента Армении я направил письмо главе 'Газпрома' господину Миллеру с рядом предложений. В пятницу мы получили ответ от Миллера. 'Газпром' готов подписать до конца марта соответствующие документы, которые дадут возможность населению и производителям платить по более низким ценам, чем предполагалось ранее",– заявил Серж Саркисян, один из самых влиятельных политиков Армении. Он выразил надежду, что повышение цен не сильно отразится на населении и промышленности. При этом он не раскрыл, за счет чего армянские потребители будут получать российский газ по более низкой цене, если "Газпром" от своих $110 отказываться не собирается. Впрочем, Ъ стала известна схема, которая должна спасти стратегический союз России и Армении.
По данным Ъ, спасительный механизм был разработан в Москве. Он предполагает, что вместе с газом Ереван получит бонус, который будет едва ли не ценнее основного продукта. Речь идет о поставках в Армению российских вооружений по льготным ценам. Более того, часть контрактов вообще предполагают безвозмездную основу.
Нынешний годовой объем поставок газа в Армению оценивается в 1,7 млрд кубометров. Поскольку повышение цен ожидается только с 1 апреля, новые условия затронут только три четверти этого объема. Таким образом, реальные убытки Армении составят порядка $83 млн. Между тем общий военный бюджет Армении оценивается в $155 млн. По официальным данным, 15% бюджета выделяется на закупку вооружений – это составляет более $23 млн. Однако, как показывает практика, страны, находящиеся на военном положении, реально выделяют на покупку оружия чуть ли не вдвое больше. Это значит, что фактически за счет российского бонуса Ереван сможет сэкономить на оружии до $50 млн. Именно такова компенсация за повышение цены на газ, которую готова предоставить Армении Россия. Таким образом, фактическая цена, которую придется заплатить Еревану, окажется намного меньше заявленной, поскольку щедрость российского ВПК покроет больше половины убытков.
АРА Ъ-ТАТЕВОСЯН, Ереван; АЛЕКСАНДР Ъ-РЕУТОВ
|