2006-03-27 15:52:20 Новый скандал разразился вокруг иранской ядерной проблемы. На этот раз ссорятся страны, посредничающие в ее решении. Британская газета «Таймс» на своей интернет-странице разместила письмо, якобы вышедшее из канцелярии британского Форин-офиса и ставшее известным благодаря «утечке информации».
Автор документа -- гендиректор по политическим вопросам МИД Великобритании Джон Сойерс. Он подчиняется заместителю министра иностранных дел и активно участвует в консультациях по иранской ядерной программе.
Разногласия между посредниками таковы: США и европейская «тройка» (Великобритания, Франция и Германия) намерены предъявить Ирану ультиматум с требованием в двухнедельный срок прекратить все работы с ураном под угрозой санкций. Это должно быть сказано в специальном заявлении Совбеза ООН. Но Россия и Китай настаивают на продолжении переговоров с Тегераном.
В этой ситуации Джон Сойерс, по версии «Таймс», решил действовать в узком кругу. 16 марта он направил конфиденциальное письмо своим французскому, германскому и американскому коллегам Станисласу де Лабулэ, Михаэлю Шеферу и Николасу Бернсу, в котором говорилось: «Нам необходимо иметь согласованную концепцию того, что должно происходить в Совете безопасности... Я согласился распространить короткую бумагу, которую мы могли бы использовать в качестве своего рода устной ноты в беседах с русскими и китайцами».
Особое значение Джон Сойерс придает обработке замминистра иностранных дел России Сергея Кисляка, часто представляющего нашу страну на переговорах по Ирану. От него Запад надеется добиться согласия на антииранские санкции. Москва в лице Кисляка предлагает ограничиться дипломатическим давлением. Британец же доказывает: «Этого мало, и иранцы должны знать о возможности более серьезных мер. Это означает, что к Ирану могут применить главу VII Устава ООН». (В статье 41 этой главы говорится о "мерах" Совбеза, включающих «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений». -- Ред.).
Еще в письме сказано, что "иранцев надо лишить аргумента" насчет «добровольного» характера приостановки работ по обогащению урана: "Мы могли бы превратить добровольную приостановку в обязательное требование Совбеза, приняв резолюцию, скажем, в начале мая". Британец предлагает добиться от русских и китайцев согласия на это предложение. Возможно, встреча посредников по иранской проблеме состоится 30 марта в Берлине.
Для иранцев отрадно лишь то, что Лондон понимает: все это требует времени. "Мы предполагаем завершить эту работу в течение июня в формате встречи министров иностранных дел накануне саммита «большой восьмерки». (Он пройдет 15--17 июля в Санкт-Петербурге, Россия председательствует сейчас в "большой восьмерке"). По мнению Сойерса, накануне саммита «наше влияние на Россию будет максимальным, и мы должны это использовать». Как видно из письма, британский дипломат предлагает не вырабатывать единые предложения, устраивающие всех членов Совбеза ООН, а заставить согласиться на уже готовую программу Россию и Китай.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в минувшую пятницу уже высказал свое раздражение. По его словам, если письмо окажется настоящим, то «это будет весьма странным, потому что на протяжении последних месяцев мы как раз и добиваемся от наших западных партнеров разработки стратегии дальнейших действий». Лавров пообещал разобраться и заявил, что вряд ли Россия согласится на ультимативное предложение, особенно "если это будет сделано у нас за спиной". Его западные коллеги пока либо отмалчиваются, либо говорят, что не понимают, о чем речь.
|