Дружба дружбой, а болгарский табачок врозь |
| 2006-04-03 10:31:08 Россия намерена предъявить права на некоторые объекты за рубежом, находившиеся в собственности не только бывшего СССР, но и Российской империи. Это следует из обнародованного вчера заявления управляющего делами президента Владимира Кожина: «Мы активно ведем поиск собственности не только советской, но и Российской империи. И есть достаточно серьезные наработки, когда мы будем предъявлять свои претензии на эту собственность», – сказал управделами в интервью Интерфаксу.
О каком порядке цифр идет речь, Владимир Кожин уточнять не стал. Также он воздержался от конкретики в отношении «заводов, газет, пароходов», на которые Москва собирается предъявить права в разных странах мира. Лет 8–10 назад, если верить международному детективному агентству «Пинкертон», зарубежная собственность России оценивалась примерно в 400 млрд. долл. Это не только недвижимость, но и долги разных стран Российской империи и Временному правительству. Однако цифру следует воспринимать как ориентир. В то время правительство не могло провести полную инвентаризацию заграничного имущества государства. Попытки предпринимались в 1995 и 1998 годах, но в полном объеме российскую собственность взять на учет не удалось.
Вместо этого открылась удручающая картина – выяснилось, что эта сфера интересов государства совершенно не регулируется законами, что сформировалась крайне запутанная система управления – часть собственности в других странах курировало Мингосимущество, часть – президентская администрация, часть – МИД, какие-то объекты – ИТАР-ТАСС, РИА Новости и т.п. И когда в 1996 году Счетная палата провела аудит ряда госпредприятий за рубежом, оказалось, что большинство из них не перечисляет дивидендов от своих доходов в федеральный бюджет.
Повторная проверка проведена в 2003 году. Аудиторы не обнаружили перемен к лучшему. На конец года в реестре федерального имущества значилось только 3% находящейся за рубежом федеральной государственной собственности стоимостью 21 млн. долл. Не были учтены объекты недвижимости балансовой стоимостью 2,6 млрд. долл., находящиеся в ведении МИДа, Минобороны, МПС и других ведомств.
Однако скоро все изменится. Начиная с 2000 года управление делами президента совместно с МИДом провело инвентаризацию госсобственности за рубежом. «Мы сегодня располагаем абсолютно достоверной, проверенной информацией о том, чем мы владеем. Создан электронный реестр», – подчеркнул Владимир Кожин, добавив, что доходность от использования собственности, свободной от дипломатических целей, из года в год повышается. А это десятки миллионов долларов, которые инвестируются в эту собственность, уточнил он.
Очевидно, что восстановление прав России на собственность, которая утрачена и уже обрела новых хозяев, потребует и времени, и сил. Не исключено, что во многих случаях свои права придется доказывать в суде. Однако Владимир Кожин полон оптимизма. Он напомнил об успехах на этом поприще. В частности, привел пример с «Булгартабаком». Это предприятие было передано СССР в порядке репараций после Второй мировой войны. «Наши действия не позволили приватизировать «Булгартабак» болгарским властям без учета интересов Российской Федерации», – сказал Владимир Кожин.
Но прежде чем обращаться в международные суды, отвоевывая недвижимость где-нибудь в Латинской Америке, Москве предстоит вступить в «ближний бой». Речь о специфической позиции по этому вопросу Киева. Владимир Кожин охарактеризовал ее как «тяжелую проблему, мешающую России навести окончательный порядок в ее собственности». Дело в том, что Украина, единственная из бывших республик СССР, не согласилась на «нулевой» вариант, при котором Россия берет на себя выплату всех советских долгов и становится правопреемницей всей собственности Советского Союза за рубежом.
Руководитель Института экономических исследований РАН Руслан Гринберг, отвечая на вопрос «НГ», назвал подход Киева «порочным и непродуктивным». В Беловежской Пуще, напомнил он, были подписаны документы, в которых РФ, Украина и Белоруссия подтверждали «нулевой вариант». Однако позже Киев возобновил дискуссию по этому вопросу, стремясь получить дополнительные выгоды. «Позицию наших украинских друзей мы считаем непонятной, неконструктивной, непоследовательной, она наносит вред нашим двусторонним отношениям и прямой экономический ущерб Российской Федерации», – резюмировал Владимир Кожин.
Правда, совершенно непонятно, каким образом удастся урезонить Киев, вернув его в правовое поле беловежских договоренностей. А без этого поиск и оформление в собственность царской и советской собственности за рубежом фактически может превратиться в работу на чужого дядю. Ведь чем больше собственности за рубежом удастся застолбить за собой, тем больше придется делиться ею со строптивым соседом.
|