"Он знал и чувствовал русскую культуру как немногие" |
| 2006-04-03 15:03:18 Вчера исполнился год со дня смерти папы Иоанна Павла II. Весь католический мир молился о человеке, понтификат которого не оставил равнодушным никого. О наследии понтифика, его отношении к экуменическому диалогу и к России в интервью корреспонденту Ъ ЖАН-ФРАНСУА Ъ-ТИРИ рассказал апостольский нунций при правительстве РФ архиепископ АНТОНИО МЕННИНИ.
– Ваше высокопреосвященство, каким выглядит наследие папы Иоанна Павла II спустя год после его смерти? Что в его деятельности кажется наиболее значимым – папа-миротворец, папа–защитник жизни, экуменический папа?
– Темы, названные вами, и не только они, были очень важными для Иоанна Павла II. Но каждый раз, когда сталкиваешься с личностью такого масштаба, видишь, что за простым перечислением сфер деятельности ускользает нечто действительно важное. Тем более когда речь идет о святом человеке. Думаю, что светильник – самый подходящий символ для того, чтобы предельно емко обозначить личность и деятельность этого великого понтифика. Папа Иоанн Павел был поистине "светильником, горящим и светящим", как сказал Господь об Иоанне Предтече. Мы можем себе представить, как и Кароль Войтыла при крещальной купели получил свечу, символ "свете истинного, приходящего в мир". Он этот свет хранил и приумножал, обретая в нем самое главное в своей жизни.
– Образ светильника – философский и поэтический одновременно. Но как вы объясните огромную популярность папы не только среди интеллектуалов, но и среди простых людей самых разных культур?
– Церковное и личное слились в служении папы воедино. Во время своих многочисленных апостольских поездок он был готов внимать вопрошаниям мира со смирением и нежной любовью, полный солидарности с теми, от кого они исходят. Следуя Господу, он останавливался среди людей, выслушивал их, проникался жалостью к ним. Папа призывал перенять от Христа этот взор любви, которым Господь примирял людей с Отцом и с самими собой, передавая силу, единственно способную целиком излечить человека. Он понимал, что христиане призваны открывать словами и действиями, соответствующими нашему времени, те богатства, которые церкви хранят в сокровищницах своих традиций. Последнему обстоятельству Иоанн Павел II придавал особое значение – только единое свидетельство христиан поможет миру справиться с вызовами времени.
– Вы подошли к вопросу экуменического диалога и отношения папы к России...
– Любовь и интерес Иоанна Павла к России общеизвестны. Может быть, менее известно то, что он знал и чувствовал русскую культуру как немногие. В его личной библиотеке были книги Достоевского и Бердяева. Его собеседниками были такие разные литераторы, как Александр Солженицын и Ольга Седакова. В Ватикане звучала музыка оркестра Спивакова и ансамбля Российской армии. Проходили выставки русского искусства. Папа особо почитал русские иконы, а перед образом Казанской Божией Матери молился долгие годы. Экуменическому диалогу Иоанн Павел II был привержен с самого начала своего понтификата. Уже в 1979 году он сказал (позвольте мне процитировать): "Не пора ли ускорить шаг навстречу полному братскому примирению, чтобы заря третьего тысячелетия увидела нас снова рядом, в полном общении, вместе свидетельствующими о спасении перед лицом мира?" Хочется подчеркнуть, что исполнение этого драгоценного учения, являющегося общецерковным, является центральным для поместной католической церковной общины. Это – главный завет Иоанна Павла II русским католикам.
|