2006-04-04 11:38:12 Вслед за российским президентом Владимиром Путиным в Китай с «газовым» предложением приехал Туркменбаши. Вчера Сапармурат Ниязов и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали рамочный договор о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Подробности достигнутых соглашений стороны вчера не разглашали, однако перед визитом в интервью агентству Синьхуа Турменбаши заявил, что готов ежегодно «поставлять Китаю 30--40 млрд кубометров туркменского газа». «Месторождения у нас известны, кладовые наши богаты, -- сказал он. -- Сотрудничество в нефтегазовой отрасли будет строиться на основе создания совместного предприятия или раздела продукции».
Как сообщил Интерфакс со ссылкой на близкий к переговорам источник, Ху Цзиньтао и Сапармурат Ниязов подписали вчера генеральное соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Китай и о поставках туркменского газа. Одновременно соответствующий документ о деталях строительства газопровода был подписан министерством нефти, газа и минеральных ресурсов Туркмении и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
Фактически Пекин применил по отношению к Москве тот же тактический прием, который российская сторона ранее провела к европейцам. Две недели назад меморандум о поставках российского газа подписали «Газпром» и CNPC. Произошло это во время официального визита Владимира Путина в Китай. Тогда президент России сам озвучил некоторые детали соглашения: поставки газа на уровне 60--80 млрд кубометров в год по двум маршрутам -- из Западной и Восточной Сибири. Согласие «Газпрома» поставлять в Поднебесную до 40 млрд кубометров именно западносибирского газа, который был традиционным гарантом энергетической безопасности для Европы глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко назвал диверсификацией экспорта, иными словами, желанием организовать конкуренцию за ресурсы между европейцами и китайцами. При этом в Евросоюзе уже осознают, что дефицит доступных углеводородов вполне реален.
Теперь в ситуацию, аналогичную той, в которой оказались европейские страны, попал сам «Газпром». Дело в том, что в 2003 году Владимир Путин и Сапармурат Ниязов подписали эпохальное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере на 25 лет. Со следующего года «Газпром» должен получить от Туркмении 60 млрд кубометров газа, а с 2009-го ежегодно закупать не менее 80 млрд кубометров. У российских экспертов существуют большие сомнения в том, что Ашхабад сможет добывать даже такой объем, учитывая обязательства перед Ираном по поставке 8--10 млрд кубометров в год и необходимость обеспечить внутреннее потребление. Не говоря уже дополнительных 30--40 млрд кубометров для Китая. Поэтому получается, что Туркменбаши пообещал Ху Цзиньтао газ, де-факто предназначенный «Газпрому».
Очевидно, что вчерашние договоренности Сапармурата Ниязова и Ху Цзиньтао о строительстве газопровода в Китай заставят российский концерн быть более сговорчивым на переговорах о цене туркменского газа на следующий год. Кроме того, наличие туркменской альтернативы добавит козырь и CNPC на предстоящих коммерческих переговорах о купле-продаже российского газа в Поднебесную.
|