Последователям товарища Коровина |
| 2006-04-05 11:22:29 В этом году исполняется 60 лет американской программе помощи послевоенной Европе. "План Маршалла" был принят в 1947 году, однако сама программа начала действовать в 1946 году.
Тогда, в частности, Франции было выделено $1,3 млрд (взамен Франция обязалась не повышать тарифы на американские товары), а Великобритании – $4,4 млрд (взамен британцы обязались разрешить на год свободную конвертацию фунтов в доллары, обеспечить свободный доступ американским товарам к рынкам стран стерлинговой зоны и не дискриминировать их при госрегулировании импорта).
В своей речи в Гарвардском университете 5 июня 1947 года только что назначенный госсекретарем США генерал Джордж Маршалл всего лишь подвел итоги помощи 1946 года, нашел ее недостаточной и предложил всем европейским странам собраться и определить совместную программу восстановления хозяйства, указав, сколько денег им нужно от Америки. Европейскую потребность в американских деньгах генерал проиллюстрировал весьма просто. В городах Европы производится недостаточно товаров, кроме того, местные деньги ненадежны – поэтому фермеры не хотят везти зерно в города, предпочитая часто вообще не сеять. Европейские правительства, конечно, пытаются закупать ширпотреб и питание за границей, но у них мало валютных ресурсов. Нужно дать Европе побольше надежных долларов, это укрепит местные валюты, и все наладится. А без голода и нищеты в Европе не победят антидемократические режимы и не возникнет искушения новой войны.
После отказа СССР принять это предложение Великобритания и Франция созвали совещание с участием 16 западноевропейских стран, согласились на единый план экономической перестройки и пришли к выводу, что на это нужно от $16 млрд до $22 млрд. США выделили $17 млрд, из них к 1952 году было использовано $13 млрд, и жизнь наладилась.
Казалось бы, тогдашняя американская помощь Европе – давняя история. Но нет, все очень актуально. Когда в конце прошлого года Евросоюз рассматривал бюджет на 2007-2013 годы, там предусматривалась помощь новым членам союза из Восточной Европы, и британский министр иностранных дел Джек Стро прямо сравнил ее с "планом Маршалла" (при этом министр указал, что предлагаемый вариант, в котором новым членам выделялось €150 млрд, в два раза превышает "план Маршалла" – с учетом изменения цен). Для российских властей актуальность заключается в другом. Они сейчас очень любят рассуждать о суверенитете России, опасностях для него и о том, что в современном мире ничего просто так не делается. Мол, знаем мы эту благотворительность Запада.
В этом отношении просто-таки образцом для них могла бы быть реакция советской пропаганды на программу американской помощи. В лекции членкора АН СССР Коровина, прочитанной в 1947 году и озаглавленной "Американская 'экономическая помощь' и национальный суверенитет", указывалось: "В течение последних двух лет правительство США заключило с государствами европейского и азиатского континентов ряд двусторонних экономических соглашений... Американцы объясняли эти соглашения не только соображениями филантропическими, но и такими мотивами, как 'спасение от террористической деятельности'... Происки сил капиталистической реакции на международной арене выливаются в многократные посягательства на свободу и независимость других народов и государств, в многообразные попытки ущемления, ограничения и ликвидации их национального суверенитета. Американская 'экономическая помощь'... является одной из форм этого наступления...Отсюда – повсеместная поддержка наиболее реакционных и разложившихся режимов, партий и групп, готовых оптом и в розницу торговать своей родиной". Членкор Коровин также подчеркивает, что огромную роль в развитии понятия суверенитета сыграл СССР, и с неожиданной похвалой отзывается о царской России, одной из первых применившей это понятие.
Правда, опасения товарища Коровина не сбылись. Европейские страны суверенитета не утратили (разве что добровольно поделились им друг с другом, создав ЕС). Не совсем оправданной в конце концов оказалась и ирония лектора относительно помощи другим странам: он высмеял пункт в договоре США и Китая, дающий "более чем сомнительное право для китайского капитала... завоевывать США".
|