2006-04-06 11:55:00 Позиция России по смертной казни будет иметь символическое значение и не отразится на будущем председательстве Москвы в комитете министров Совета Европы. Об этом заявили вчера на пресс-конференции докладчики по выполнению Россией обязательств перед СЕ из комиссии по мониторингу европейской Парламентской ассамблеи Люк ван ден Бранде и Теодорус Пангалос. Болезненный вопрос визитеры из ПАСЕ подняли после того, как глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил, что сегодня «говорить о ратификации шестого протокола (об отмене смертной казни. -- Ред.) нереально». По словам г-на Косачева, «лидеры трех фракций -- господа Зюганов, Рогозин и Жириновский -- недавно высказывались не за запрет смертной казни, а за ее восстановление», нет единой позиции по этому вопросу и в "Единой России". Правда, европейские чиновники демонстрировали нежелание ссориться.
С августа 1996 года по распоряжению президента смертные приговоры в исполнение в нашей стране не приводятся. Но в 2007 году заработают суды присяжных в Чечне, в связи с чем, по мнению ряда политиков, будет аннулирован мораторий, наложенный Конституционным судом -- в 1999 году КС признал незаконным вынесение смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Призывы использовать высшую меру наказания раздаются уже сейчас -- например, на процессе в отношении Нурпаши Кулаева замгенпрокурора России Николай Шепель предложил назначить члену банды, захватившей школу в Беслане, смертную казнь. Напоминания юристов о том, что обратной дороги к расстрельным вердиктам у России нет, остаются незамеченными. Бывший зампредседателя КС Тамара Морщакова считает, что наша страна, подписав в 1996 году этот протокол №6, пусть даже и не ратифицировав его, уже провозгласила отмену смертной казни и согласно Венской конвенции о праве международных договоров не может "совершать действия, направленные против целей и предмета договора". К тому же, по ее словам, из постановления КС от 2 февраля 1999 года не вытекает, что после того, как по всей стране будет введен суд присяжных, может начать применяться смертная казнь.
В ПАСЕ, видимо, тоже надеются на то, что Россия не решится восстановить смертную казнь, и готовы довольствоваться другими шагами Москвы по выполнению своих обязательств перед Европой. «Как минимум половина обязательств выполнена Россией на 100%, а из остающейся части примерно половина находится в реальной стадии выполнения», -- сказал вчера Константин Косачев, пояснив, что всего Москва взяла на себя 25 обязательств. В частности, у нас готовятся к ратификации европейские конвенции о региональных языках и языках национальных меньшинств, о гражданстве, социальная хартия, а также конвенция по борьбе с коррупцией. «Но есть и обязательства, по которым России нечего сказать», -- признал депутат.
|