Холодная война с торговым подтекстом |
| 2006-04-07 09:38:56 Россия может лишиться одного из важнейших рынков своих вооружений – индийского. Страна, закупавшая в последний период в России оружия и военной техники на 1,5–1,8 млрд. долл. в год, ныне обсуждает возможность закупки крупной партии боевых самолетов у США. Сама по себе крупная сделка (на несколько миллиардов долларов) может открыть дорогу всему американскому ВПК в Индию.
Первым этот путь проделал побывавший месяц назад в Дели президент США Джордж Буш. В ходе его визита было подписано американо-индийское ядерное соглашение, которое заокеанские СМИ назвали историческим за то, что оно обеспечивает признание Вашингтоном ядерного статуса Дели. Это в свое время произошло, как известно, вопреки режиму нераспространения ядерного оружия. Теперь выяснилась еще одна особенность «исторического документа» – он прокладывает путь американским вооружениям в Индию.
Военная подложка ядерного соглашения
По данным французского эксперта Арно Калики, издающего бюллетень стратегической информации TTU (Париж), у ядерного соглашения есть секретный неядерный двойник. Параллельно подписанию соглашения между обеими странами состоялся обмен «письмами о намерениях», касающийся участия американских фирм в крупнейшем тендере на закупку Индией партии из 126 средних/легких истребителей.
С закупкой истребителей индийцы должны определиться до конца нынешнего года. Известно, что свою технику индийцам предлагают Россия (МиГ-29), а также Франция («Рафаль») и Швеция («Гриппен»). Изначально из трех названных стран наибольшие шансы были у России, как у крупнейшего поставщика авиационной и другой военной техники в Индию. Теперь, как сообщают, ситуация изменилась – индийские военные склоняются к тому, чтобы все же заказать самолеты в США (F-16 или F-18).
В Пентагоне якобы уже считают предстоящую сделку делом решенным. По мнению вашингтонских стратегов, поставки американских самолетов в Индию вместе с продажами АЭС станут материализацией лозунга на обеспечение стратегического партнерства между США и Индией. Он возник сравнительно недавно и все чаще трактуется СМИ и международными экспертами как своего рода проект по созданию противовеса в Азии растущей экономической и военной мощи Китая. При этом, по оценке экспертов, стратегический аспект сделки настолько важен для Вашингтона, что он способен предоставить Индии сравнительно крупные скидки по сделке, которая в предварительном плане оценивается в 6 млрд. долл. Не исключено, что и собственные возросшие финансовые возможности индийцев стали фактором, сделавшим возможными подобные крупномасштабные расходы.
Трудно оценить, насколько удачной окажется сооружаемая Вашингтоном геополитическая конструкция по сдерживанию Пекина. Дело в том, что она строится по рецептам прошлого и даже позапрошлого века, мало подходящим для ситуации века нынешнего. Неясно, учли ли при этом вашингтонские стратеги заявления Дели и Пекина о своем желании совместно «перестроить миропорядок» и тот факт, что оба азиатских гиганта сотрудничают в конкурентной борьбе с Западом за месторождения нефти в третьих странах. Однако коммерческая выгода Вашингтона от прорыва с военным товаром на индийский рынок очевидна. И пострадают от него не столько интересы Китая, сколько России, уже не один десяток лет являющейся поставщиком военной техники и вооружений в Индию.
Вот каковы данные о продажах российской авиационной техники в Индию за последние годы. С 1992 по 2004 год Россия поставила Индии до 60 истребителей трех типов (МиГ-29, Су-30МКИ и СУ-30К), а также проводила модернизацию 125 самолетов МиГ-21bis. Начата поставка технологического оборудования для производства и комплектов для сборки 140 истребителей СУ-30МКИ. Продано 6 самолетов-заправщиков Ил-78 МКИ и 3 самолета ДРЛО А-50.
По оценке аналитиков рынка вооружений, по количеству купленных в России самолетов Дели заметно отстает от Пекина, однако индийские заказы имеют свою специфику. Дели проявляет склонность выдвигать повышенные технические требования, в частности в том, что касается оснащения самолетов авионикой. Это отнимало у заводов дополнительное время, заставляло их порой прибегать к кооперации с другими странами, но зато подталкивало прогресс в российской авиапромышленности. Теперь ей грозит лишиться этого важного рынка.
Геополитическая революция в Южной Азии
Если пока трудно оценить влияние всех этих соглашений на глобальную ситуацию, то в регионе Южной Азии она определенно может все поменять. Полностью обойденным оказывается Пакистан. Он не только получил отказ в подобном американо-индийскому соглашении в атомной области, но и оказался обойденным в вопросах авиатехники. До сих пор в регионе действовало определенное разделение рынков вооружений: в то время как Индия приобретала технику и вооружения в России и других странах, Пакистан покупал их у США и Китая.
Индийцы настолько чувствительно относились к закупкам Пакистаном военной техники и вооружений в других странах, что «параллельных» поставок обеим странам практически не наблюдалось. Показательно, что, несмотря на проявляемый Исламабадом интерес, Россия никогда не продавала оружия и военной техники пакистанцам, не считая нескольких транспортных вертолетов. Возникает вопрос: сохранит ли Дели в нынешних условиях такой подход и как повлияет это на Исламабад?
Наконец, не исключено, что договоренность по самолетам-истребителям останется главным результатом визита Буша в Дели. Дело в том, что в американском сенате ныне звучат серьезные возражения против ратификации американо-индийского ядерного соглашения как документа, якобы поощряющего индийские ядерные амбиции.
В соответствии с соглашением по ядерной энергии Вашингтон отменяет принятые ранее меры по ограничению поставок технологий, связанных с атомной энергетикой, в обмен на согласие Дели отделить свою энергетическую ядерную программу от военной. Это якобы позволит не допустить использования в военных целях атомной энергетики и импортируемого для нее оборудования. Неизвестно, правда, насколько подобная сделка была одобрена другими членами ядерного клуба и более широкой по численности группой поставщиков ядерных технологий. Ведь Дели и на этот раз уклонился от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Американская администрация, видимо, решила, что на фоне ее громких протестов против ядерной программы Тегерана вряд ли кто в мире решится обвинить ее саму в подрыве режима нераспространения.
Однако не все американские законодатели считают, что ядерное соглашение в должной мере соответствует требованиям режима нераспространения ОМУ. С критикой в его адрес высказались и некоторые влиятельные эксперты вне кругов конгресса, в частности бывший председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Сэм Нанн. Приближаются так называемые промежуточные выборы в США, что может внести в дебаты по данному вопросу политические моменты, связанные с соперничеством двух партий. Не исключено, что процесс ратификации ядерного соглашения затянется, а контракты на самолеты и другие вооружения, наоборот, станут реальностью.
|