Гости из Брюсселя остались довольны |
| 2006-04-07 10:08:11 Прогресс во всех отношениях – такое резюме в отношении развития политики и экономики Казахстана вынес руководитель директората по странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Европейской комиссии Юг Мингарелли после завершившегося в среду в Астане 7-го заседания Комитета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский союз».
«Мы рассматриваем Казахстан как очень важного партнера. Евросоюз полон решимости укреплять взаимоотношения, основанные на общих ценностях, которые включают уважение к верховенству закона, многостороннюю демократию, соблюдение прав человека и свободу прессы», – заявил Мингарелли на итоговом брифинге.
Вопреки ожиданиям представитель ЕС в своих оценках ситуации в Казахстане вообще воздержался от критики. Напротив, он подчеркнул, что Казахстан достиг определенных успехов в проведении президентских выборов, укреплении судебной системы. Хотя еще несколько лет назад ситуация была совершенно противоположная. Так, в 2003 году была принята специальная резолюция Европарламента по Казахстану, в которой ситуация с правами человека в этой стране была признана неудовлетворительной. Тот документ вообще отличался особой резкостью. Европарламент давал жесткие рекомендации властям Казахстана и напрямую связывал их выполнение с дальнейшим экономическим сотрудничеством Казахстана и Евросоюза. Эта резолюция вызвала большой резонанс в республике. Для спасения ситуации в Страсбург спешно вылетела представительная группа из высокопоставленных чиновников и «правильных» депутатов парламента. На них возлагалась особая миссия – переубедить европейских парламентариев и доказать, что в Казахстане ситуация с правами человека, со свободой слова ничуть не хуже, чем у других.
После скандальной резолюции Казахстан активизировал диалог с Европейским союзом. Результатом можно считать прошедшую осенью 2005 года в Брюсселе по инициативе депутатов Европарламента конференцию по Казахстану. На это мероприятие приглашались и представители госорганов Казахстана, и активисты оппозиции. Однако последние оказались в явном меньшинстве и не смогли склонить европейских депутатов на свою сторону – Европарламент увидел прогресс в проведении президентских выборов в Казахстане в конце 2005 года.
Теперь же ЕС аккуратно и ненавязчиво рекомендует казахстанским властям «провести консолидированную работу по обеспечению свободы слова» и «предоставить возможность для открытой работы» всем политическим силам республики.
По сути, это означает поддержку Европейским союзом действующей власти Казахстана. Представители ЕС уже заверили, что поддержат Казахстан при вступлении во Всемирную торговую организацию. Вероятно, будет поддержано и намерение Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году, поскольку одним из основных условий было проведение в 2005 году прозрачных президентских выборов.
Прошлогодние выборы Европейский союз уже признал. Ну а проблема со свободой слова и политическими силами, надо полагать, решится в ближайшее время. Ведь сегодня представители ЕС никак не комментируют тот факт, что в Казахстане в принудительном порядке закрыты практически все независимые СМИ. Не заметили гости из Брюсселя и то, что оппозиционная партия «Алга!» («Вперед!») несколько месяцев безрезультатно пытается получить государственную регистрацию. Как и то, что оппозиционное движение «За справедливый Казахстан», возглавляемое бывшим спикером Мажилиса (нижняя палата) парламента и экс-кандидатом в президенты Жармаханом Туякбаем, не участвует ни в одном «диалоговом мероприятии». К примеру, государственная комиссия по разработке общенациональной программы политических реформ под председательством президента функционирует без оппозиции, а в ее составе – лишь провластные партии. Даже недавно созданная палата общественных экспертов при Мажилисе носит такой же провластный характер: в положении палаты указано, что в ее состав входят представители общественности, конструктивно настроенные по отношению к действующей власти. Как результат – в палате общественных экспертов нет ни одного правозащитника, которых в Казахстане почему-то принято называть оппозицией.
|