В Азербайджане появляются шахидки |
| 2006-04-10 10:16:11 Сенсационное заявление сделал на днях министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов. Рассказывая об успехах азербайджанских спецслужб, недавно отметивших 87-летие, министр заявил: «Хотя мы имеем достаточно богатый опыт в противодействии деятельности радикальных религиозных и террористических организаций, информация о планах ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы».
По словам министра, 5 лет назад большинство задержанных террористов пыталось использовать территорию республики в целях транзита или подготовки терактов в других странах. Теперь зачастую они планируют теракты и в Азербайджане – либо сами, либо по поручению центральных структур террористической сети.
При этом спецслужбы чаще всего сталкиваются с террористической деятельностью религиозно-экстремистских группировок, «осуществляемой с целью свержения светского, демократического государственного строя и достижения отказа Азербайджана от участия в международной антитеррористической коалиции». Причинами активизации радикальных религиозных и террористических организаций стали удобное географическое расположение Азербайджана, реализация крупномасштабных международных проектов, наличие большого количества объектов критической инфраструктуры и транспорта и некоторые другие факторы. Именно они превратили Азербайджан в арену борьбы различных моделей и течений ислама – арабской, турецкой и иранской. И это обстоятельство уже сегодня создает серьезные проблемы для властей.
Религиозный бум в Азербайджане начался сразу после распада СССР. В первую очередь активизировалась исламская культово-обрядовая и просветительская деятельность. После долгих лет запрета был переведен и издан на азербайджанском языке Коран. В стране были открыты медресе, факультет исламского богословия при Бакинском госуниверситете, Кавказский исламский университет. Начали строиться и реконструироваться мечети. По некоторым данным, их число перевалило уже за 1400. Приметой нового времени стало и появление на улицах Баку женщин в платках-хиджабах и даже в паранджах, что десять лет назад было экзотикой.
Наибольшую опасность представляют силы, пытающиеся распространить в республике исламский фундаментализм в худшем его понимании. Особую активность проявляют миссионеры из арабских стран, в частности из Саудовской Аравии, а также Ирана и Турции. Костяк созданных ими экстремистских ячеек в основном составляют молодые люди 20–25 лет из малообеспеченных семей, студенты-теологи и безработные. Миссионеры предлагают местной молодежи бесплатное духовное образование в исламских странах. А затем азербайджанские выпускники импортируют усвоенные знания и взгляды на родину.
Как и на российском Кавказе, особым радикализмом здесь отличаются ваххабиты. В Азербайджане они группируются вокруг благотворительных фондов, религиозных учреждений и печатных органов. По некоторым данным, сегодня численность последователей этого течения в республике достигает 25 тыс. человек. Ваххабизм распространен в основном в северных, пограничных с Россией районах республики, где преобладает суннитское население. Бакинским центром ваххабитов, как утверждают местные газеты, является мечеть Абу-Бекир, построенная на пожертвования Саудовской Аравии. Немалую часть прихожан этой мечети составляют российские граждане – этнические чеченцы, временно проживающие в Азербайджане. По мнению политолога Рафаэля Гасанова, «сегодня ваххабиты превратились в силу, способную повлиять на общественно-политическую жизнь страны».
На фоне борьбы радикальных исламских организаций за Азербайджан растет и активность христианских миссионерских сект. Самые активные из них – «Животворящая благодать», «Живые камни», «Свидетели Иеговы», «Собор Хвалы», «Церкви нового апостола», «Адвентисты 7-го дня». Все они распространяют книги собственного издания, занимаются пропагандой христианства и призывают мусульман принять христианскую веру. Самые бедные азербайджанцы иногда соглашаются стать христианином за 200–250 долл.
При этом источники в силовых структурах республики подчеркивают опасность сектантства. Миссионеры не скрывают планов по превращению Азербайджана в своего рода плацдарм. В то же время никто не может гарантировать, что завтра кто-то из исламских фанатиков не попытается свести счеты с христианскими миссионерами или заезжими проповедниками.
Все это происходит на фоне полного безразличия к происходящим процессам со стороны местного Госкомитета по делам религии и Духовного управления мусульман Кавказа. Руководители этих структур, вместо того чтобы выработать единую политику, заняты выяснением отношений между собой. В итоге общественность республики все чаще узнает об обезвреживании новых преступных группировок, связанных с арабскими и иранскими радикальными религиозными организациями.
По данным правоохранительных органов, за последние 10 лет удалось пресечь деятельность ряда иностранных структур, организовавших каналы для выезда молодых людей из Азербайджана в восточные страны для прохождения боевой подготовки и набиравших граждан для участия в боевых действиях в горячих точках. Спецслужбами Азербайджана были задержаны и экстрадированы члены таких террористических организаций, как «Аль-Каида», «Египетский исламский джихад», «Аль-Джамаа Аль-Исламия», «Исламская армия Кавказа», «Исламское движение Узбекистана». Были нейтрализованы местные ячейки организаций «Джейшуллах», «Хизб ут-Тахрир», «Аль-Каида Кавказ», «Аль-Мувахиддин». По подозрению в финансировании терроризма были закрыты бакинские филиалы ряда зарубежных гуманитарных организаций.
Исследуя радикальную исламизацию молодежи, политолог Санан Нури считает причинами этого явления увеличение доли необразованных и отчаявшихся молодых людей, не имеющих возможности самореализоваться, продолжающуюся оккупацию Арменией 20% территории Азербайджана и лагеря беженцев, где под прикрытием гуманитарной помощи действуют различные внешние силы. Пока эти проблемы не устранены, Азербайджан сохранит благодатную почву для радикальных религиозных организаций и сект.
|