2006-04-10 13:20:35 Сегодня в Москву с рабочим визитом прибывает министр иностранных дел и внешней торговли Южной Кореи Пан Ги Мун, а завтра – глава МИД Иордании Абдельилях аль-Хатыб. Как стало известно Ъ, оба министра намерены лоббировать кандидатов от своих стран на пост генсека ООН вместо уходящего в отставку в конце этого года Кофи Аннана. Ожидается, что в ближайшие месяцы в Россию, являющуюся постоянным членом СБ ООН, зачастят и другие "ходоки" из Азии, пытающиеся сыграть на нежелании Москвы допустить к руководству ООН кандидата из Восточной Европы, среди которых называют экс-президента Польши Квасьневского.
Помимо официально заявленного обсуждения двусторонней тематики и перспектив шестисторонних переговоров по урегулированию северокорейского ядерного кризиса одной из весьма деликатных и неафишируемых тем переговоров Пан Ги Муна с Сергеем Лавровым станет вопрос о будущем генсеке ООН, который должен прийти на смену нынешнему генсеку Кофи Аннану (полномочия которого истекают 31 декабря 2006 года). Дипломатические источники указывают на то, что вокруг кресла "главы мирового правительства" идет сложная подковерная борьба, в которой разные страны и группы стран пытаются оттеснить конкурентов и продвинуть свою кандидатуру. При этом, поскольку многое будет зависеть от позиции каждого из членов "большой пятерки"–постоянных членов СБ ООН, к этим "дипломатическим тяжеловесам", в том числе к России, в мире приковано особое внимание. По данным Ъ, учитывая это обстоятельство, южнокорейский министр Пан Ги Мун, выдвинутый Сеулом на должность генсека ООН, намерен просить у Москвы поддержки собственной кандидатуры. Впрочем, по информации Ъ, какие-либо конкретные обещания он вряд ли получит: Москва не имеет ничего против кандидатуры Пан Ги Муна, но считает, что вначале азиатская региональная группа должна прийти к консенсусу относительно единого кандидата.
Примечательно, что уже на следующий день после переговоров с Пан Ги Муном Сергей Лавров будет принимать своего иорданского коллегу Абдельиляха аль-Хатыба, который едет в Москву с той же целью, что и Пан Ги Мун. По официальной версии, стороны обсудят ближневосточное урегулирование, Ирак, ситуацию вокруг Сирии и Ливана, а также двусторонние отношения с акцентом на их торгово-экономическую составляющую. Однако в ходе консультаций будет обсуждаться еще один вопрос: Абдельилях аль-Хатыб попытается убедить Москву поддержать кандидатуру нынешнего постпреда Иордании в ООН принца Зейд аль-Хусейна на пост преемника Кофи Аннана. Наблюдатели считают Зейд аль-Хусейна "сильным претендентом" в качестве компромиссной фигуры между различными региональными группировками. Однако и в этом случае ответ Москвы, скорее всего, будет уклончивым.
Ссылаясь на необходимость соблюдения принципа географической ротации и, в частности, на договоренность 2001 года между африканской и азиатской группами в ООН, Москва склоняется к необходимости избрания нового генсека ООН из числа азиатов (напомним, что пять лет назад при назначении на второй срок выходца из Ганы Кофи Аннана африканские страны твердо пообещали в следующий раз поддержать представителя Азии). Кроме уже названных претендентов кандидатами на пост генсека также могут стать заместитель Кофи Аннана индиец Шаши Тарур и Джаянта Дханапала, советник президента Шри-Ланки.
Заинтересованность Москвы в кандидате от Азии объясняется просто. Российскую сторону не устраивает ни один из кандидатов на пост генсека ООН от конкурирующей с азиатской восточноевропейской группы. Так, один из наиболее часто упоминаемых возможных кандидатов от Восточной Европы экс-президент Польши Александр Квасьневский в свое время сыграл важную роль в "оранжевой революции" на Украине. Помимо этого очевидно, что генсек с особым интересом к проблемам демократии в посткоммунистических странах России не нужен. По схожим причинам еще худшим кандидатом для Москвы является президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга.
|