2006-04-10 13:41:52 Возвращение на Землю экипажа 12-й основной экспедиции на МКС вместе с первым бразильским космонавтом стало для «Роскосмоса» событием приятным во всех отношениях. В том числе и в финансовом. Приземление спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-7» прошло штатно, и уже вскоре Валерий Токарев и Уильям Макартур рапортовали о завершении миссии. Но для главы «Роскосмоса» Анатолия Перминова наверняка не менее важным было заявление его коллеги из Национального аэрокосмического агентства США Майкла Гриффина о намерении и впредь пользоваться услугами российских партнеров на коммерческой основе. В частности, директор НАСА выразил уверенность в том, что американцы «будут приобретать услуги по доставке астронавтов и грузов на МКС на российских кораблях».
Напомним, что Уильям Макартур стал первым астронавтом, для которого НАСА пришлось приобретать «обратный билет» с орбиты и место в отечественном «Союзе». Еще минувшей осенью представители «Роскосмоса» заявили, что наша страна выполнила все ранее взятые на себя партнерские обязательства в рамках проекта строительства МКС, и предложили НАСА пересмотреть размеры вкладов сторон и условия дальнейшего сотрудничества. Американцев же сдерживали два обстоятельства: неясность с возобновлением полетов шаттлов и введенный конгрессом запрет на приобретение товаров и услуг предприятий российской ракетно-космической отрасли. Но в ситуации, когда под угрозу был поставлен весь дорогостоящий космический проект, американские законодатели, подозревавшие некоторые российские компании в тайных поставках ракетных технологий Ирану, предпочли поступиться принципами, дав НАСА добро на «монетизацию» отношений с «Роскосмосом». «Обилечивание» астронавтов наряду с доходами от полетов космических туристов и представителей держав, рвущихся в космический клуб (каковым и был гостивший неделю на МКС бразилец Маркос Понтес), позволит хоть частично компенсировать затраты на строительство новых «Союзов».
При этом генеральный директор НАСА вчера пообещал, что заказ на услуги российской стороны будет долгосрочным и к помощи партнеров американцам придется прибегать независимо от того, как скоро шаттлы возобновят полеты (ориентировочно старт «Дискавери» назначен на первые числа июля). По словам г-на Гриффина, НАСА не успевает с созданием нового пилотируемого корабля к 2010 году, когда закончится век нынешнего поколения челноков. И для американцев вновь образуется транспортный вакуум, подобный тому, который возник после гибели «Колумбии» и приостановки полетов других шаттлов. «Будет какой-то промежуток времени, и в этот период мы снова будем полагаться на российских коллег по программе МКС, чтобы иметь доступ на станцию», -- заявил вчера Майкл Гриффин.
|