Прагматик против русофила |
| 2006-04-10 15:40:24 В оживленной избирательной кампании в Италии (парламентские выборы проходили 9–10) внешняя политика не играла почти никакой роли. Полемика между премьер-министром Сильвио Берлускони, главой право-центристской коалиции «Дом свобод», и бывшим председателем Еврокомиссии Романо Проди, кандидатом лево-центристской оппозиции «Союз», касалась главным образом экономики. Прежде всего вопроса о том, кто заставит итальянцев платить больше налогов.
Следовательно, и про Россию почти забыли. Но тем не менее отношения с Москвой играют важную роль в системе внешних связей Италии. Об этом немало говорилось в более спокойные времена, перед началом нынешней ожесточенной предвыборной борьбы. Итальянско-российские отношения сложны и многогранны. Мы ограничимся лишь анализом возможных перемен в случае победы Проди в таких областях, как энергетическая политика, отношения России с НАТО и Европейским союзом, права человека и положение на Северном Кавказе.
Политика энергоносителей
Итальянцы осознали важность российско-итальянских отношений минувшей зимой. Италия импортирует значительную часть природного газа из России через Украину. Холодная зима совпала по времени с так называемой газовой войной между Москвой и Киевом в связи с повышением российским поставщиком цен на газ. В результате поставки российского газа Италии почти всю зиму подвергались более или менее значительным сокращениям – от 3 до 13%.
Италии пришлось пустить в оборот часть оперативных резервов газа. Запасы этого сырья сократились от 8 до 1,5 миллиарда кубометров. В результате повысились тарифы, по которым должны платить потребители.
Как справиться с этой ситуацией и избежать ее повторения в будущем? По этому вопросу меньше всего разногласий между конкурирующими в Италии коалициями. В настоящее время Италия импортирует газ из Алжира, Ливии и России, причем российские поставки покрывают одну пятую итальянских потребностей.
Оба лагеря выступают за большую диверсификацию источников этого важного энергоносителя. При этом обе коалиции делают акцент на опасности использования Россией поставок газа и цен на него в качестве орудия политического шантажа по отношению к Европейском союзу. Значит, в этой области существенных разногласий между обоими лагерями нет: в будущем победитель постарается сократить закупки Италией российских энергоносителей.
Берлускони – поклонник России
Что касается отношений Москвы с НАТО и Европейским союзом, то тут разница в подходах Берлускони и Проди радикальна. Следует, однако, учесть, что тут играют особую роль не только политические, но и тонкие психологические соображения. Берлускони – страстный антикоммунист. Антикоммунизм – лейтмотив его предвыборной кампании. Берлускони обращается с оппозицией так, как будто она стремится установить в Италии что-то вроде сталинизма или маоизма.
Чего стоит, например, цитата Берлускони из вышедшей во Франции «Черной книги коммунизма», согласно которой в Китае при Мао «коммунисты не только ели детей, но и варили их, чтобы удобрять поля». И это сказано в качестве аргумента против «левого центра» и лично верующего католика Романо Проди.
При этом Берлускони считает, что Запад должен быть благодарным России за то, что она отвернулась от коммунизма и тем самым спасла мир от смертельной опасности. Он считает также, что США и Европейский союз должны «наградить» Россию за этот подвиг. Частью этого вознаграждения, по мнению Берлускони, должно быть приобщение России к общеевропейским военным и политико-экономическим структурам.
Во многом по инициативе Берлускони в мае 2002 года на военно-морской базе Пратика ди Маре под Римом состоялся саммит Россия–НАТО с участием 20 глав государств и правительств, в том числе российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша. В результате этой встречи был образован Совет Россия–НАТО, наделенный целым рядом совместных задач, в первую очередь – в области борьбы с терроризмом.
В результате Россия совершила первый шаг на пути сближения с одной из организаций, влияющих на мировые события.
Три года спустя, в феврале 2005 года, министр по региональным делам в правительстве Берлускони, Энрико Ла Лоджа, выступая в Санкт-Петербурге на симпозиуме «Россия и НАТО: новые динамические отношения», выразил удовлетворение Рима в связи с новыми отношениями между Москвой и альянсом. «Наша цель, – сказал Ла Лоджа, – была достигнута три года назад в Пратике ди Маре. Процесс сотрудничества в рамках Совета Россия–НАТО, созданного вследствие упорных усилий председателя Берлускони, развивается положительно с конкретными и обнадеживающими результатами».
С еще большей силой Берлускони выступал за включение России в состав Европейского союза, несмотря на то что его представления кажутся большинству наблюдателей наивными и нереалистичными из-за отсутствия экономических и геополитических предпосылок. Но они входят в ту же логику «вознаграждения» России, отвернувшейся от коммунизма.
Уже тогда, в Пратике ди Маре, Берлускони, определив соглашение между Россией и НАТО как «фантастический союз во имя истории и безопасности мира», забегал вперед. «Думаю, – сказал он, – что Россия должна вступить в Европейский союз». Потому что «только тогда Европа станет авторитетным политическим субъектом, способным работать бок о бок с Соединенными Штатами в интересах мира, демократии и свободы в мире». При этом Берлускони добавил, что «надо будет делать это поэтапно».
Берлускони рассыпался в похвалах в адрес Путина, что звучит довольно странно, если учесть, что он ярый антикоммунист, а российский президент тесно связан с коммунистическим прошлым Советского Союза. Итальянский премьер, считающий «коммунистом» даже Проди с его христианско-демократическим прошлым, не замедлил назвать Путина «мужественным, решительным, стойким человеком». В ходе официального визита в Москву итальянский премьер вернулся к этой теме, заявив, что «не может быть великой Европы без великой России».
Реализм Проди
Проди и его «Союз» придерживаются по этим вопросам прямо противоположного мнения. И тут психология играет не меньшую роль, чем собственно политика.
В оппозиционной лево-центристской коалиции, рядом с группировками, являющимися осколками левого крыла старой Христианско-демократической партии, есть три партии, состоящие из экс-коммунистов. Одна из них, крупнейшая, «Левые демократы», дальше всех пошла по пути «перестройки» и переоценки (марксистских) ценностей, практически встав на путь социал-демократии. Но две другие почти ничего не переоценили и еще носят в своих названиях слово «коммунизм»: это «Итальянские коммунисты» и «За воссоздание коммунизма».
Такие партии питают по отношению к России совершенно противоположные чувства по сравнению с Берлускони. Они смотрят на Россию как на страну, которая изменила коммунизму, которую за это надо «наказать». Рядом с общими политическими и экономическими соображениями, делающими маловероятным присоединение России к НАТО и ЕС (на них указывает Проди), эта психологическая сторона, хотя бы подспудно, играет роль в определении отношения итальянской левоцентристской оппозиции к вступлению России в западноевропейские интеграционные структуры. Большинство высказываний Проди на эту тему относится к периоду, когда он еще возглавлял Еврокомиссию, но ничто не указывает на то, что он изменил свои воззрения.
Еще сравнительно недавно, в феврале 2002 года, Проди, тогда еще председатель Еврокомиссии, накануне присоединения новых членов к ЕС посетил Латвию и там сделал неожиданное заявление. Он сказал, что «любое нападение или агрессия против одного государства – участника ЕС будут рассматриваться как нападение или агрессия против целого ЕС, это наивысшая гарантия». Если бы эта точка зрения была претворена в жизнь, то она означала бы частичный переход европейской политики из чисто экономической и политической области в область безопасности. Это перемена, которая не могла бы не беспокоить Россию.
В заявлении Проди не было речи о НАТО, но его слова подозрительно напоминали статью 5 Вашингтонского договора о гарантиях коллективной безопасности членов НАТО. Однако рижские слова председателя Еврокомиссии не повлекли за собой последствий и позднее, когда стала явной перспектива англо-американской кампании против Ирака. Проди одобрил сопротивление Франции, Германии и России этому проекту.
Вообще в выступлениях Проди тема Россия–НАТО мелькает редко, да к тому же и косвенно. Многочисленны, напротив, речи и интервью, в которых нынешний кандидат от оппозиции на итальянских выборах касается вопроса об отношениях между Россией и Европейским союзом. Проди выступает за тесные связи между Москвой и Брюсселем, но отвергает, по крайней мере в обозримом будущем, всякую перспективу вступления России в интегрированную Европу. Эта точка зрения менее воодушевляющая, чем точка зрения Берлускони, но, во всяком случае, более реалистична.
Свою концепцию отношений между Россией и Европейским союзом Проди кратко сформулировал в интервью, которое он дал римской газете «Репубблика» в апреле 2003 года после европейского саммита в Афинах. Рассказав о тогда еще предстоявшем расширении ЕС на Восток, с присоединением к нему ряда бывших социалистических стран, Проди сказал: «Вокруг границ Европейского союза возникнет «круг друзей»: это страны, у которых, от России до Марокко, будут теснейшие отношения с Европой. С ними, – добавил бывший глава Еврокомиссии, – мы сможем разделять все, кроме институтов». Иными словами – широкий экономический и культурный обмен, политические консультации, но без доступа этих «дружественных стран» к рычагам принятия решений.
В 2004 году, незадолго до своего ухода с поста председателя Европейской комиссии, чтобы стать кандидатом от оппозиции на итальянских выборах, Проди в интервью журналу итальянских предпринимателей «Импреза» обратил внимание на экономическую выгоду, которую Россия извлечет из расширения ЕС, на который приходится 50–60% всего товарообмена России. Первоочередной задачей, сказал он, теперь является разработка всех «технических аспектов» сотрудничества между ЕС и Россией.
Кандидат от оппозиции в премьер-министры проявил понимание к проблемам и трудностям России, которые препятствуют ее вхождению на равных правах в ЕС: «Трудности, с которыми справлялась Россия в переходный период, – сказал Проди в том же интервью «Импреза», – были огромными по сравнению с другими восточноевропейскими странами. Нельзя ставить знак равенства между странами, изменившими свою общественно-политическую систему в 1945 году, и страной, как Россия, которая подверглась этим изменениям в 1917 году. Между ними лежат целые поколения».
Эта позиция Проди, судя по всему, не изменилась и по сей день. При его правлении курс Италии на сближение России и ЕС будет продолжаться, но в более трезвых тонах, чем при Берлускони. Будет меньше риторики и фантазий, но больше реализма, что в принципе не мешает.
Кавказская проблема
Но оселком для оценки отношения стран ЕС, как и вообще Запада, к России остается чеченская война. Европейские правозащитники не перестают клеймить Россию за эту войну, которую осуждают и ответственные органы ЕС и Совета Европы. Но Берлускони в этом деле полностью стоял на стороне президента Путина и поддерживал точку зрения Кремля.
Разногласия между Берлускони и Проди по поводу Чечни проявились в ноябре 2003 года, когда Путин приехал с государственным визитом в Рим, где участвовал также в саммите с лидерами ЕС, председателем которого был сам Берлускони. Во время заключительной пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента французской «Монд» о его отношении к нарушениям прав человека в Чечне, Берлускони ответил: «В Чечне развертывалась террористическая деятельность со многими терактами, в том числе против российских граждан, без адекватного ответа со стороны России».
Ложную, по мнению Берлускони, версию о нарушении Россией прав человека в Чечне распространяют СМИ, которые, сказал он, «должны перестать распространять легенды, а должны смотреть на реальность событий». Берлускони признал также «демократичным» референдум, организованный властями в Чечне, который, напротив, критиковался в большинстве европейских СМИ. В ходе той же пресс-конференции, между прочим, Берлускони защитил и действия российской юстиции против Михаила Ходорковского.
Позиция Берлускони по Чечне вызвала критику Проди, иронически отозвавшегося о словах премьера. «Я полагаю, сказал он, – что председатель Берлускони лучше осведомлен о ситуации в России, чем в Италии». И добавил: «Мы озабочены, как всегда».
На следующий день Проди заявил, что Берлускони высказал только «личное мнение», не совпадающее с мнением Европейского союза. Далее Проди выпустил пресс-релиз, в котором говорится: «Обращаем внимание на то, что во время саммита ЕС–Россия Комиссия подняла проблему уважения прав человека и объявила о намерении открыть представительство ЕС в Ингушетии». И по вопросу о Чечне позиция Проди не изменилась: таким образом, следует ожидать, что в случае победы левого центра Италия будет чаще напоминать России о необходимости найти политическое решение чеченского конфликта и будет громче осуждать возможные нарушения прав человека в северокавказской республике.
Рим
Российско-итальянские экономические отношения
В последние годы приоритетными направлениями двустороннего экономического сотрудничества России и Италии стали высокие технологии и космическая индустрия.
По объему товарооборота Италия занимает 2-е место (после Германии) среди торговых партнеров России из числа западных стран. В январе–июне 2005 года российско-итальянский товарооборот вырос на 55,2% по сравнению с тем же периодом 2004 года и составил 10,6 млрд. долл. В общем объеме внешнеторгового товарооборота России доля Италии составляет 5,7%. Доля России во внешнеторговом объеме Италии – 4,6%.
Экспорт России включает в себя поставки природного газа, нефти и нефтепродуктов (78,1% общего объема), черных и цветных металлов (10,3%), древесины и изделий из нее (1,9%), химических продуктов (1,6%), кожевенного сырья (1,4%), машинно-технических изделий (0,3%). В импорте из Италии основное место занимают товары широкого потребления (48,7%), различные виды машин и оборудования (30,7%), продукция химической промышленности (6%), стройматериалы (3,8%).
Крупнейшим проектом российско-итальянского сотрудничества последних лет явилось создание с участием российских и итальянских компаний газопровода для поставки через Черное море в Турцию и страны Западной Европы российского природного газа («Голубой поток»). Общая сумма капиталовложений для реализации этого проекта составила около 2 млрд. долл. Поставки газа должны достигнуть к 2008 году 16 млрд. куб. м в год.
Активно продвигается и сотрудничество по созданию в России промышленных округов с использованием итальянского опыта. В настоящее время в эту работу вовлечены 17 российских регионов.
Также в июне 2004 года был подписан трехлетний договор на управление Северо-Западной ТЭЦ между российско-итальянской компанией «ЭНЭЛ ЕСН Энерго», учрежденной на паритетных началах итальянской ЭНЭЛ и российским ЗАО «Евросевернефть». За время управления ЭНЭЛ обязуется привлечь около 227 млн. долл. на строительство второго энергоблока станции и строительство теплотрассы до Приморского района Санкт-Петербурга.
|