2006-04-14 12:10:30 Россия будет добиваться от Китайской Народной Республики возмещения ущерба, вызванного загрязнением Амура из-за аварии в ноябре прошлого года на одном из китайских химических предприятий. Об этом заявил заместитель министра природных ресурсов России Валентин Степанков в Хабаровске на межрегиональном совещании представителей дальневосточных субъектов Российской Федерации по проблемам трансграничного загрязнения бассейна реки Амур.
Однако размеры возможной компенсации пока не определены. Г-н Степанков считает главным виновником этой неопределенности Китай, до сих пор не подписавший Международную конвенцию по охране окружающей среды. Именно в этой конвенции прописан механизм возмещения экологического ущерба в случае загрязнения трансграничных вод, подобного тому, что произошло на Амуре. С другой стороны, и сами российские власти пока не готовы представить конкретные цифры.
На данный момент известен лишь прямой ущерб, причиненный загрязнением Амура Хабаровскому краю. Около 130 млн руб. было потрачено на ликвидацию последствий зимнего заражения реки нитробензолом и бензолом. Это затраты на экологический мониторинг (пробы воды во время прохождения пятна отбирались каждые два часа, в том числе и с помощью вертолетов), на подвоз воды во время отключений, которые имели место в южных пригородах Хабаровска, на дополнительную очистку воды.
Эти деньги, как рассчитывает губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, регион в ближайшее время получит из федерального бюджета. Но этим затраты России на ликвидацию последствий китайской аварии не ограничиваются. Как заявил Валентин Степанков, определение конечной суммы финансовых претензий России к Китаю займет не один месяц. Прежде чем выставлять счет, необходимо завершить все исследования экологических последствий химического заражения Амура китайскими стоками: подсчитать и оценить его долгосрочное влияние на качество воды, речную флору и фауну.
«Этот вопрос будет обсуждаться в ходе двусторонних встреч с представителями КНР, и это будет один из самых сложных вопросов с Китаем, когда мы попытаемся в соглашении заложить какой-то возможный механизм возмещения ущерба той или другой стороной по экологическим рискам», -- заявил чиновник. Проблема в том, что река Сунгари поставляет в Амур 30% воды от его общего объема и 90% загрязняющих веществ».
«Сунгари является объектом повышенной экологической опасности, так как в ее бассейне расположено порядка ста крупных промышленных предприятий, -- подчеркнул вице-губернатор Хабаровского края Владимир Сыркин. -- Лишь около 10% этих предприятий имеют очистные сооружения».
В ходе обсуждения проблем трансграничного загрязнения Амура хабаровские парламентарии в лице депутата областного законодательного собрания Михаила Хмары предложили Министерству природных ресурсов России разработать федеральный закон об охране Амура. Валентин Степанков, отвечая на это предложение, заметил, что в России особым законодательным статусом обладает лишь озеро Байкал, но его ведомство не возражает против разработки подобного документа, касающегося Амура. Однако одной ведомственной инициативы недостаточно -- нужна поддержка правительства и депутатов Госдумы.
|