Немецкое наступление на Кавказе |
| 2006-04-19 14:23:33 Вчера немецкая газета "Вельт" со ссылкой на "правительственные круги" сообщила о готовящейся внешнеполитической инициативе Германии, направленной на изменение "восточной политики ЕС". Об этом якобы говорится в правительственном заявлении, с которым канцлер Ангела Меркель должна выступить в бундестаге 11 мая.
Одним из центральных аспектов германского председательства в ЕС, которое начнется в январе 2007 года, должны стать проблемы энергетики. Сюда же будет отнесено "внешнеполитическое наступление в направлении Кавказа". "Меркель намерена приблизить Кавказ к Европе", -- говорится в издании. Более того, этот регион должен занять место в центре "новой восточной политики ЕС".
С вопросом о реальности кавказского крена европейской внешней политики берлинский корреспондент "Времени новостей" Юрий ШПАКОВ обратился в Германский институт международной политики и безопасности при независимом Фонде экономики и политики. Его эксперты консультируют правительственные инстанции при подготовке ими важных политических решений. На вопросы нашей газеты ответил руководитель исследовательской группы "Россия и СНГ" Роланд ГЕТЦ.
-- Насколько важны для правительства Меркель обновление восточной политики и политический прорыв на Кавказ?
-- Ангела Меркель и ее кабинет пытаются продолжить восточную политику правительства Герхарда Шредера. Однако при этом расставляются несколько иные акценты. Регион Кавказа и Средней Азии становится одной из важнейших тем предстоящего председательства Германии в ЕС. Кавказ называют «особым регионом», который долгое время не находился в центре внимания европейцев.
-- Г-жа Меркель старается снизить зависимость Европы от поставок российских энергоносителей, теперь зашла речь о "приближении" Кавказа. Эти шаги направлены на сдерживание России?
-- Главное, не впасть в чрезмерную энергозависимость от Ближнего Востока. Зависимость от российских нефти и газа для Германии и ЕС неопасна, потому что речь идет о взаимной зависимости. Ведь Россия сама в значительной степени зависит от западноевропейского рынка энергии. Однако в будущем могут быть кризисы, природные катастрофы и т.п. А возможности для действительно широкой диверсификации у Германии весьма невелики.
В этом контексте Кавказ с его довольно ограниченным ресурсным потенциалом не является ключевым регионом. Добываемое там относительно незначительное количество нефти уходит в страны Средиземноморья. Казахстан поставляет нефть и газ по всем направлениям, включая в будущем также и Китай. Но у Германии не слишком много шансов стать крупным партнером -- покупателем казахстанских энергоресурсов. Это справедливо и в отношении Туркменистана, к тому же эта страна показала себя очень ненадежным партнером по переговорам.
-- В чем сегодня состоит суть восточной политики ЕС?
-- Сегодня ЕС занят созданием "политики добрососедства", с ее помощью в круг активно сотрудничающих с Евросоюзом стран могут быть вовлечены Грузия, Украина, Молдавия и -- когда-нибудь -- Белоруссия. При таком подходе речь не идет об их приеме в ЕС. Пока лишь дискутируется вопрос о возможном членстве Турции в ЕС, в отдаленной перспективе речь может идти об Украине. Ныне же Евросоюз стремится к обратному, он старается отговорить эти страны от излишнего стремления к вступлению в ЕС.
В рамках сотрудничества с Россией ЕС стремится к созданию зон, свободных от конфликтов. В значительной степени это относится к Кавказу. Ведь сегодня это, с нашей точки зрения, самый нестабильный и опасный регион Европы. При этом мы имеем в виду не только Чечню, но и весь Северный Кавказ. ЕС пытается вместе с Россией решать местные проблемы -- такие как социальная незащищенность, наркоторговля, терроризм и т.п. Реальных сдвигов, правда, немного. Возможно, это и становится поводом для новой восточной политики Германии и ЕС...
-- Правительство Меркель не упускает случая покритиковать Россию за проблемы в Чечне. В какой мере "внешнеполитическое наступление" Меркель в направлении Кавказа может затрагивать этот трудный для Москвы вопрос?
-- Это не критика в чистом виде, а скорее, стремление общими силами найти пути решения застарелых проблем. Проблемой является позиция российского руководства, которое считает, что само в состоянии справиться с урегулированием ситуации на Северном Кавказе. Европейские страны предлагают поиски совместных решений в этом направлении. Необходимо со всей прямотой сказать, что конкретные возможности для этого весьма ограниченны. Тем не менее у Германии и Европы есть большое желание внести вклад в дело мирного разрешения конфликтов на Кавказе.
|