На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом Куплю диплом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Берегись БРИКомобиля



"Коммерсантъ"

2006-04-24 11:46:45

Уже сейчас по количеству продаваемых автомобилей Россия находится на шестом месте в Европе; в течение ближайших десяти лет она вполне может догнать Францию, Италию и Великобританию, а объем российского рынка – достигнуть 2,6 млн единиц в год. Это глобальная тенденция: если в развитых странах продажи к 2016 году вырастут не более чем на 10%, то в странах БРИК (России, Китае, Индии и Бразилии) объемы рынка увеличатся в разы.

Пока же в России стремительно укрепляют свои позиции иностранные брэнды, а отечественные компании сталкиваются с целым рядом проблем: объемы продаж зафиксировались, прибыли сокращаются, необходимы серьезные инвестиции в разработку новых моделей и технологии. Смогут ли выжить в этих условиях российские производители?

Требуются звезды Автопром развивающихся стран будет расти по-разному – в Индии и Китае есть огромные внутренние рынки, а промышленность Кореи и Чехии будет ориентироваться скорее на экспорт. Однако все развивающиеся страны, где исторически существовало национальное автомобилестроение, смогли создать собственные брэнды: международные компании доминируют на рынке лишь в Бразилии, где никогда не было своего автопрома Почти везде помимо "старых игроков" появились новые "звезды" – частные глобально конкурентоспособные компании.

Развитие отрасли в тех развивающиеся странах, где сложился успешный автопром, шло по схожим сценариям. В Корее, Индии, Китае на начальной фазе, длившейся 10-15 лет, правительства вводили высокие импортные тарифы, квоты, а иногда и полностью закрывали рынок для иностранных автомобилей, транснациональных игроков пускали на рынок только в форме СП. Затем наступала фаза либерализации, а Корея вышла уже на следующую фазу – глобализации и экспорта.

"Звезды" и здесь возникали по-разному. В Корее внутренний рынок довольно узок, поэтому власти ограничивали число игроков и оказывали им целевую поддержку; объем госсубсидий прямо зависел от получаемых ими экспортных заказов. Производство комплектующих стимулировалось через высокие импортные тарифы и ограничение доступа на рынок, но поставщиков не "приписывали" к крупнейшим автопроизводителям, что вызывало внутреннюю конкуренцию и рост эффективности.

В Китае государство поддерживало достаточно большое число игроков, и в результате они не могли выйти на оптимальные объемы производства: в 1995 году в стране было 15 автосборочных производств, которые вместе взятые выпускали лишь 326 тыс. автомобилей. Кроме того, поддержку получали в основном госкомпании. "Приписка" госкомпаний-поставщиков к крупным СП приводила к сохранению очень низкой эффективности. То же касается и автопроизводителей: конкурентоспособные компании, такие как Chery и Geely, возникли уже после либерализации, и это исключительно частные компании.

В Индии в период либерализации правительство не смогло систематически направлять и финансировать развитие отрасли. Поэтому ключевую роль играли сами компании. После отмены в 1993 году лицензирования в автопроме индийский производитель грузовиков Tata Motors успешно развернул выпуск легковых машин. Компания привлекала европейских партнеров для разработки новых моделей, вела планомерную работу по обучению персонала и "выращиванию" поставщиков комплектующих (помогло здесь и сохранение импортных тарифов на уровне 60%).
Модели, поставщики, эффективность В России иностранные игроки, несомненно, будут в будущем расширять свою долю на рынке. Для иностранных компаний, стремящихся продавать в России более 100 тыс. автомобилей в год, привлекательнее всего местная сборка. "Отверточная" сборка оправдана как стратегия выхода на российский рынок, но после вступления страны в ВТО она потеряет смысл.

Российские производители, несмотря на низкий уровень защиты рынка со стороны правительства, по-прежнему контролируют нижний сегмент рынка объемом в 800 тыс. единиц. Однако уже через несколько лет с ними смогут серьезно конкурировать недорогие или подержанные иномарки, в том числе российского производства.

Пример других развивающихся стран показывает, что выжить и преуспеть можно лишь за счет разработки новых моделей, создания базы поставщиков и повышения эффективности предприятий. Самостоятельная разработка новых моделей может оказаться делом неподъемным с точки зрения и финансов, и управленческих и технических навыков. Разумнее привлечь иностранных подрядчиков к разработке моделей (так делают не только азиатские, но и европейские компании) и сосредоточить ресурсы на решении двух других задач.

Одна из важнейших – "выращивание" местных поставщиков комплектующих, без которых невозможен выпуск качественной технологичной продукции. В Индии новое поколение частных высокотехнологичных поставщиков появляется благодаря усилиям Tata Motors; теперь к их услугам прибегают даже китайские автосборщики. Российские компании могут, например, стимулировать своих поставщиков к повышению эффективности или предоставить гарантии по закупкам ведущим иностранным компаниям, что подтолкнет их к созданию производств в России. Государство же может профинансировать необходимую инфраструктуру или создать особые экономические зоны.

Повышение эффективности предприятий, а также накопление технологических и управленческих навыков и снижение издержек зависит от действий самих компаний. Роль государства здесь ограничена: принуждение иностранных производителей в Китае создавать СП с местными госкомпаниями, похоже, не привело к повышению их технологического уровня или эффективности. Вместе с тем государство может помочь в подготовке квалифицированных кадров, а также облегчить социальную ношу автомобильных предприятий, часто ограниченных из-за нее в свободе маневра.

МИКАЭЛА НАГЕЛЬ, младший партнер McKinsey & Company, Москва; ЙОХЕН БЕРБНЕР, руководитель проектов McKinsey & Company, Москва

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100