2006-04-26 11:52:33 Японский автомобильный концерн Nissan официально объявил о намерении построить в Санкт-Петербурге автозавод стоимостью $200 млн. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко назвала это решение "огромной победой города над рядом регионов". Победа обойдется Петербургу в 1 млрд руб. прямых инвестиций из городского бюджета и освобождения автозавода от уплаты ряда местных налогов на пять лет. Тем не менее Валентина Матвиенко пообещала, что к лету город завершит переговоры с еще одним известным мировым автопроизводителем и превратит Петербург в российский Детройт.
Вчера в Токио президент Nissan Motor Ltd Карлос Гон объявил, что концерн сделал окончательный выбор площадки для строительства завода в России. По его словам, производство будет располагаться в Санкт-Петербурге, концерн вложит в проект $200 млн. Валентина Матвиенко отреагировала на решение Nissan весьма эмоционально: "Наш город становится Детройтом! До последнего дня (за Nissan.– Ъ) велась борьба между несколькими регионами, которые предлагали немыслимые условия на грани нарушения законодательства". Губернатор явно имела в виду Калужскую и Ленинградскую области. Отметим, что последняя – главный конкурент Петербурга в борьбе за инвесторов-автомобилестроителей: именно на ее территории, во Всеволожске, расположен завод "Форд".
По словам госпожи Матвиенко, летом Nissan подпишет соглашение с Минэкономразвития (имеется в виду договор о промсборке, который позволит Nissan ввозить в Россию автокомпоненты по льготным таможенным ставкам), после чего начнется возведение завода на территории промзоны "Каменка" (концерну выделены 150 га промзоны из общей площади 200 га).
Победа в борьбе за Nissan далась Петербургу недешево. Как пояснил Ъ глава комитета по инвестициям Петербурга Максим Соколов, город вложит 500 млн руб. собственных средств в вырубку леса, а также подготовку необходимой инфраструктуры для промзоны. Кроме того, господин Соколов заявил, что город предоставил Nissan ряд существенных льгот. "Японский концерн, как стратегический инвестор с объемом инвестиций более 3 млрд руб., на пять лет будет освобожден от уплаты налога на имущество. Кроме того, для Nissan срок льготной ставки по налогу на прибыль будет увеличен с трех до пяти лет",– пояснил господин Соколов. Специалисты комитета по инвестициям Петербурга оценивают налоговые преференции для Nissan также в 500 млн руб.
А Валентина Матвиенко дала понять, что на достигнутом останавливаться не собирается. По ее словам, через два месяца Петербург завершит переговоры "еще с одним автомобильным гигантом". Судя по всему, речь идет о General Motors, переговоры с которым ведет комитет по экономической политике и торговле города. Кроме того, утверждает губернатор, месяц назад Петербург посетили представители нескольких компаний – производителей автокомпонентов, также заинтересованных в размещении производства в Петербурге. Как сообщили Ъ в ООО "Ниссан Мотор рус", производство автомобилей на питерском заводе начнется в 2009 году, мощность предприятия составит 50 тыс. штук в год. Модельный ряд выпускаемых автомобилей пока не утвержден. Максим Соколов пояснил Ъ, что на 50 тыс. автомобилей завод Nissan выйдет через два года после начала производства. Кроме того, он отметил, что в ближайшее время будет принято решение о строительстве логистического терминала Nissan в Кронштадте и размещении вблизи завода Nissan производств его поставщиков. Импортом в Россию автомобилей Nissan, а также запчастей и аксессуаров к ним занимается ООО "Ниссан Мотор рус". Дилерская сеть Nissan в России насчитывает 30 компаний. За 2005 год в России продано 46,4 тыс. автомобилей концерна. Отметим, что с Петербургом за инвесторов из числа автопроизводителей ранее боролись власти Ленинградской области: они рассчитывали привлечь японский автоконцерн Toyota для строительства завода на территории области. Однако в итоге Toyota приняла решение о создании производства на юге Петербурга, и тогда администрация области выступила с резкой критикой в адрес чиновников инвестиционного блока Смольного. Область чуть ли не впрямую обвинила их в разбазаривании бюджетных средств, которые инвестируются в подготовку производственных площадок для инвесторов. Судя по всему, прозрачный намек на недобросовестность властей "некоторых регионов" стал ответом госпожи Матвиенко на прошлогодний выпад соседей. Впрочем, после второго подряд поражения от Петербурга в борьбе за автопром Ленобласть не избавилась от скептического отношения к проектам Смольного. "26 апреля на заводе во Всеволожске сойдет с конвейера 100-тысячный автомобиль, а вот проекты японских концернов пока остаются проектами,– заявил вчера Ъ начальник пресс-службы губернатора Ленобласти Валентин Сидорин.– Кроме того, нами подготовлены уже десять площадок под строительство автосалонов с нашей стороны питерской кольцевой автодороги и заключены соглашения об их застройке с крупнейшими автодилерами Петербурга, в том числе и теми, что торгуют автомобилями Toyota и Nissan". ИВАН Ъ-МАКАРОВ, АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ, МИХАИЛ Ъ-ШЕВЧУК, Санкт-Петербург
|