2006-04-26 14:08:46 Совместному российско-иранскому предприятию по переработке урана не суждено появиться на свет. Печальный приговор вынес лично президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, назвавший российское предложение устаревшим. По словам иранского лидера, проект создания СП «был актуален шесть месяцев назад, но в настоящее время ситуация изменились». Напомним, что Россия предлагала создать на своей территории полный цикл переработки урана для нужд иранской ядерной энергетики, что позволило бы соблюсти все требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и развеять опасения Запада.
Ситуация и впрямь изменилась -- в январе Иран вышел из моратория на работы с ураном и начал его самостоятельное обогащение. Это неприемлемо для мирового сообщества, опасающегося, что Тегеран параллельно с программой мирного атома втайне создает атомную бомбу. По логике г-на Ахмадинежада получается, что если Иран обретет способность обогащать уран, совместное предприятие с Россией ему уже не потребуется.
Заявление иранского президента поставило под вопрос авторитет России, которая в последние месяцы вела с Тегераном напряженные переговоры о создании СП. Глава «Росатома» Сергей Кириенко в феврале побывал в Тегеране и привез оттуда радостную весть о достижении принципиальной договоренности. В феврале--марте в Москве сменяли друг друга делегации Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана. Теперь получается, что секретарь ВСНБ Али Лариджани и его заместитель Али Хоссейни-Таш живо обсуждали со своим российским коллегой Игорем Ивановым проект с истекшим сроком «актуальности».
Как сообщил «Времени новостей» источник в «Росатоме», надежд на то, что Иран пойдет навстречу требованиям международного сообщества и хотя бы на время остановит работы по обогащению урана, «похоже, уже не осталось». По словам нашего собеседника, «Россия по-прежнему пытается договориться о создании СП». Однако «и в этом случае Тегеран заявляет, что не остановит работы в своей стране», что лишает российскую инициативу всякого смысла.
Категорические утверждения Махмуда Ахмадинежада прозвучали незадолго до намеченного на 28 апреля заседания Совета Безопасности ООН, который рассмотрит доклад гендиректора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи и, возможно, поставит вопрос о введении санкций против Ирана. В последние недели российский МИД пытался смягчить позицию Запада и убедить его не прибегать к санкциям и тем более к силовым мерам.
В департаменте информации и печати МИД России «Времени новостей» подтвердили, что в ближайшую пятницу Совбез ООН всесторонне рассмотрит иранскую ядерную проблему, однако отказались пока комментировать заявления президента Ирана. Не исключено, что заявление г-на Ахмадинежада по СП с Россией побудит Москву ужесточить свою позицию, ведь президент Ирана пригрозил выходом страны из МАГАТЭ в случае несогласия с решениями Совбеза.
Правда, о сотрудничестве Ирана и МАГАТЭ уже сейчас можно говорить скорее в прошедшем времени. Как сообщила вчера газета «Нью-Йорк таймс», Иран фактически указал на дверь международным инспекторам и посетившему на днях Тегеран г-ну аль-Барадеи. Иранские представители отказались отвечать на вопросы о секретных разработках в сфере обогащения урана и их возможном военном предназначении. В ответ глава МАГАТЭ отменил визит в Иран представительной делегации своего ведомства. И теперь аль-Барадеи вроде бы уже готов выйти на трибуну Совбеза с признанием того, что Иран за отведенный ему месяц не сделал ничего, чтобы ответить на вопросы, поставленные перед ним мировым сообществом.
Более того, иранские лидеры обещали щедро поделиться ядерными разработками со своими собратьями из исламского мира. Среди кандидатов на получение ядерного статуса из рук Ирана обозначился Судан, на территории которого в охваченной межэтнической войной и гуманитарной катастрофой провинции Дарфур международное сообщество развертывает миротворческую операцию. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, принимая вчера в Тегеране президента Судана Омара аль-Башира, пообещал предоставить этой африканской стране «опыт и знания» иранских ученых.
Тем временем госсекретарь США Кондолиза Райс сообщила, что «президент США рассматривает все возможные сценарии» в отношении Ирана. Г-жа Райс, правда, оговорилась, что Вашингтон по-прежнему придерживается «дипломатического пути урегулирования проблемы». Однако ее слова о том, что международное сообщество не разрешит Тегерану «овладеть технологиями разработки атомного оружия, прикрываясь мирной ядерной программой», позволяют сделать вполне определенные выводы.
|