2006-04-26 14:15:35 Российский экономический форум в Лондоне стал полигоном для очередного выяснения газовых отношений между «Газпромом» и Евросоюзом. Стороны продолжают предъявлять друг другу публичные претензии. При этом и в штаб-квартире «Газпрома», и в Европе в целом понимают, что в обозримом будущем ЕС не в силах отказаться от российского газа, а для Москвы поставки на европейские газовые рынки останутся основой сбыта. Европейские энергетические гиганты оказались между двух огней. Им необходимо, с одной стороны, договариваться с «Газпромом» -- крупнейшим поставщиком импортного газа, а с другой -- не попасть под политический пресс своих национальных правительств и чиновников из Брюсселя. Дошло уже до того, что глава итальянского нефтегазового гиганта ENI Паоло Скарони допустил создание картеля поставщиков газа в Европу, который будет даже более влиятельной организацией, чем ОПЕК. Ведь для этого достаточно появление соответствующих договоренностей между двумя-тремя поставщиками, например «Газпромом» и алжирской Sonatrach.
Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев вчера заявил, что ЕС ведет скрытую атаку против сложившейся системы поставок газа. «Если не корректировать европейский спрос на газ на повышение роли угля и атомной энергетики, спрос на газ в Европе вырастет с 564 млрд до 603 млрд кубометров к 2010 году и 668 млрд -- к 2015 году. Если наши партнеры реализуют безусловные опционы на продление действующих, уже подписанных контрактов, то роль российского газа в энергопотреблении Европы в 2010 году достигнет 33,4% (сейчас около 26%. -- Ред.), а в 2015 году с учетом новых объемов, поставляемых по Северо-Европейскому газопроводу, -- 33,2%», -- цитирует топ-менеджера «Газпрома» Интерфакс. «Давайте вдумаемся в призывы снизить энергозависимость Европы от российского газа. Это фактически скрытая атака на базовые условия поставок -- на долгосрочные контракты. Если эта цель будет поставлена, то надо будет заставить партнеров не продлевать опционы либо призвать компании не выполнять долгосрочные контракты», -- сказал г-н Медведев.
По его словам, именно «опасность такого подхода» вынудила главу «Газпрома» Алексея Миллера обратить на это внимание послов стран ЕС. «Хочу подчеркнуть, что не было сделано ни одного заявления, которое можно трактовать как угрозу, шантаж», -- сообщил зампред правления компании. В «Газпроме» считают, что ЕС пытается переложить все риски, связанные с многомиллиардными затратами на освоение месторождений и доставку энергоносителей в Европу, на поставщика газа. И желание работать с конечными потребителями на рынках стран ЕС обосновывают в том числе необходимостью эти риски снизить. «Мы также планируем приобретение местных компаний, создание совместных предприятий», -- сообщил он.
В кулуарах форума топ-менеджерам «Газпрома» заочно ответил представитель Еврокомиссии в России Марк Франко. «В некоторых случаях компании думают, что можно вести бизнес вне конкуренции в Евросоюзе. Я сказал г-ну Миллеру, что лично ничего не имею против России и «Газпрома», -- цитирует его Reuters. -- Но исключений нет, можете спросить у Билла Гейтса (имеются в виду жесткие антимонопольные санкции ЕС в отношении Microsoft. -- Ред.)». Кроме того, г-н Франко заявил, что России не следует отождествлять свои интересы с интересами газового монополиста. В частности, необходимо играть по международным правилам и принять транзитный протокол к Энергетической хартии, который откроет доступ другим экспортерам газа к трубопроводной системе России.
Между тем крупные энергетические компании Европы продолжают тактично намекать Брюсселю на бесперспективность конфронтации. В конце марта об этом открыто заявил глава газовой компании Wintershall (входит в один из крупнейших химических концернов BASF) Райнир Свитсерлоот. Он призвал еврочиновников быть более гибкими в отношениях с поставщиками газа, поскольку международная конкуренция за энергоресурсы резко обострилась. Вчера лондонская газета The Times сообщила, что с похожим предостережением на специально организованных в Европарламенте слушаниях выступил г-н Скарони из ENI. «Мы все больше зависим от нескольких поставщиков газа, -- заявил глава итальянской компании. -- Если три или четыре ведущие страны -- экспортеры природного газа создадут собственную координационную структуру, то она будет более эффективной и влиятельной, нежели ОПЕК». В частности, он напомнил о недавних переговорах «Газпрома» в Алжире, который поставляет 57 млрд кубометров газа в Европу (10% рынка). Именно в апреле в ходе ответного визита алжирской делегации в Москву стороны планировали подписать меморандум о сотрудничестве, который в перспективе может перерасти в совместные действия на европейском рынке.
==========================================================
Государственный секретарь США Кондолиза Райс, как пишет The Financial Times, собирается убедить премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса в том, чтобы он отклонил предложение «Газпрома» об участии в строящемся между Грецией и Турцией газопроводе. Как сообщили газете греческие чиновники, г-жа Райс планировала обсудить на встрече энергетические проблемы региона. США, будучи ярым сторонником сотрудничества Греции и Турции, хотят, чтобы оба государства ослабили зависимость от российских поставок газа. Вероятно, этим объясняется желание США не допустить участия «Газпрома» в новом греко-турецком газовом проекте ни как акционера, ни как поставщика газа. Не исключено, что глава госдепа США предложит Греции и Турции заключить долгосрочное соглашение о покупке азербайджанского газа, который с 2007 года будет поставляться международным консорциумом под эгидой BP и Statoil. Строительство нового газопровода, являющегося совместным предприятием греческой Depa и турецкой Botas, должно быть завершено в 2009 году. В дальнейшем трубу предполагается продлить до Италии.
|