2006-04-26 14:23:47 На сегодняшний день всего лишь три страны -- США, Колумбия и Австралия -- не подписали с Россией протокол о завершении переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации. При этом главный российский переговорщик Максим Медведков рассчитывает, что переговоры с Австралией и Колумбией будут завершены до конца весны. Однако к долгожданному вступлению все это не приводит. «Свет в конце тоннеля мы видим уже давно, однако переговоры никак не заканчиваются», -- пояснил г-н Медведков.
Более того, к Соединенным Штатам присоединяются и другие страны, недовольные тем, как Россия выполняет договоренности, достигнутые в процессе подписания протоколов. Не случайно помощник президента Игорь Шувалов заявил на Лондонском экономическом форуме: «Мы будем вести переговоры и дальше, но я не могу сказать, что мы очень близки к соглашению». По его словам, американская сторона намерена достичь договоренности к июньскому саммиту «большой восьмерки», но сам президентский помощник сомневается в достижимости этой цели.
В российских политических кругах все чаще высказываются сомнения в экономической подоплеке выдвигаемых требований. Один из депутатов даже выразил журналистам мнение, что «торможение входа России в ВТО не что иное, как политическая акция, направленная на то, чтобы сначала пустить Украину и поставить Россию перед необходимостью ведения переговоров с украинской стороной».
Украина действительно находится гораздо ближе к окончанию переговоров, и протокол с США уже подписан. С одной стороны, это знак признания демократических достижений украинской власти. С другой, и об этом часто напоминают российские переговорщики, в процессе переговоров Киев согласился на такой уровень либерализации своих рынков, к которому Москва явно не готова.
Кроме того, часть претензий все-таки явно связана с экономикой. Так, Грузия грозит отозвать свою подпись под протоколом о завершении переговоров. Причина -- крайне болезненный для страны запрет на импорт грузинского вина. Впрочем, подобные угрозы звучат не впервые. В декабре прошлого года Грузия тоже обещала отозвать подпись, но связано это было с существованием неподконтрольных Тбилиси пограничных переходов в Абхазии и Южной Осетии.
Аналогичная «антивинная» мера действует и в отношении Молдавии, которая также является членом ВТО. При этом, хотя российские переговорщики не называют ее среди стран, с которыми переговоры еще не завершены, протокол об их окончании не подписан. И если вопрос с вином не будет решен, то протокол не подпишут.
Впрочем, гораздо более серьезны для России претензии Евросоюза. Несколько дней назад еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон заявил, что Россия пока не готова стать полноправным членом международного торгового клуба. По мнению Брюсселя, Россия не соблюдает достигнутые договоренности. У Москвы на этот счет другое мнение. Максим Медведков привел такой пример. Брюссель выдвигал требование об отказе от лицензирования импорта алкоголя, и российские переговорщики с ним согласились. Законодательство привели в соответствие, получать лицензию на импорт больше не надо, однако норма по лицензированию деятельности, связанной с оборотом алкоголя, осталась. Европейцы требует и ее отмены, но российская сторона не соглашается, так как это ухудшит положение отечественных производителей. «Мы выполняем все договоренности, но мы расходимся во мнении, о чем собственно договорились», -- заявил г-н Медведков.
|