Как заразить вирусом свободы |
| 2006-04-28 11:46:07 На июльском саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге Владимиру Путину придется ответить на вопросы его западных коллег о ситуации с демократией в самой России и в соседней Белоруссии, а также об отношениях нашей страны с Грузией, Молдавией и другими государствами бывшего СССР. Если судить по настроению известного американского политолога Збигнева Бжезинского, бывшего советника по национальной безопасности президента США, до сих пор оказывающего влияние на настроения в правящих кругах Америки, разговор этот будет тяжелым. «Ведь речь идет о саммите промышленно развитых государств, и вопрос развития демократических институтов в Европе должен быть поставлен со всей серьезностью», -- сказал вчера г-н Бжезинский «Времени новостей».
Бжезинский явно рад тому, что Путину «не удалось ограничить повестку дня саммита темой энергетической безопасности»: «Повестка дня расширена, и теперь интересно посмотреть, что будет». Самым важным, по мнению Бжезинского, станет вопрос о Белоруссии. «Мы наблюдаем полное отсутствие демократии в этой последней диктатуре Европы. Это вызывает серьезную озабоченность США. Равно как тревожит нас и роль России, поскольку она оказывает поддержку Белоруссии», -- сказал «ВН» американский политолог. Он не считает, что расширение повестки дня саммита является следствием борьбы между США и Россией за влияние на постсоветском пространстве. «Это была инициатива прежде всего наших европейских коллег», -- перевел стрелки Бжезинский.
Журналистов из России г-н Бжезинский, американец польского происхождения, жалует не особо. Возможно, потому, что пару недель назад одна из российских газет поставила его подпись в числе других американских политологов под обращением, призывающим Джорджа Буша радикально пересмотреть отношения с Россией. Бжезинский уверяет, что не подписывал подобных воззваний. Но о России он сказал еще несколько слов, выступая на завершившейся вчера в Барселоне международной конференции под несколько дидактичным названием «Создание демократического мышления: обучение демократии». Цель такого рода мероприятий наиболее четко определил участвовавший в конференции бывший канцлер Германии Гельмут Коль: «Надо распространять вирус свободы».
На конференции Збигнев Бжезинский сказал: «Россия явно не тоталитарное государство, но элементы авторитаризма имеются, и есть тенденция к еще большему авторитаризму. Это смешанная система». По мнению американца, с такой Россией надо обращаться очень осторожно: «Не надо критиковать ее чересчур сильно, иначе можно подорвать имеющиеся основы демократии. Но и хвалить Россию не за что». Главным «тестом на демократию» г-н Бжезинский считает наличие свободной прессы.
«Я рада была услышать сообщение Бжезинского о том, что повестка дня июльского саммита в Санкт-Петербурге расширена. Проблемы снабжения нефтью и газом важны, но этого недостаточно для такой серьезной встречи. Права человека и демократия -- гораздо более важная тема», -- заметила «ВН» бывший президент Ирландии и экс-верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон.
На конференции в Барселоне было много отставных президентов, премьер-министров и послов по особым поручениям. Многие из них являются членами Мадридского клуба, организовавшего эту встречу совместно с некоммерческим Международным фондом за демократию (Global Foundation for Democracy) со штаб-квартирой в Вашингтоне. Из их выступлений следовало, что самые серьезные проблемы с демократией сегодня возникли в государствах, образовавшихся на пространстве СССР, а также в странах исламского мира. Ни Африка (за исключением Северной Африки, попавшей под американское определение Большого Ближнего Востока), ни Латинская Америка пока не являются приоритетными регионами для распространения «вируса свободы».
Насчет методов распространения вируса есть расхождения. Американца Пола Бремера, бывшего главу Временной коалиционной администрации в Ираке, ничуть не смущает, что Ирак был заражен свободой в результате военных действий. Бремер не считает, что в этой стране Персидского залива уже идет гражданская война, и он полагает, что экономическое положение иракцев «улучшается». А вот Лесли Кэмпбелл из Национального демократического института по международным делам резко критически отнесся к войне, начатой республиканцами. Но теперь он готов поддержать усилия властей США по строительству нового порядка в Ираке. Критика, не выходящая за рамки патриотической преданности интересам родины, -- это типичная позиция американских демократов.
Некоторым известным политикам кажется, что человечество на пути к всеобщей демократизации достигло немалых успехов. Для Гельмута Коля символ успеха -- падение Берлинской стены и объединение Германии. Он с улыбкой вспоминает советских бонз, называвших его «пуделем на поводке у США». «О, не волнуйтесь, господин Коль, у меня есть дома маленькая комнатная собачка, так вы на нее совсем не похожи», -- успокоил грузного экс-канцлера ФРГ Пол Бремер.
Звучали опасения, что в современном мире «даже те страны, что уже признаны демократическими, сталкиваются с серьезными вызовами». Чтобы не допустить отступлений от демократии, бывший лидер британских либерал-демократов Пэдди Эшдаун предлагает срочно создать эффективные наднациональные органы, которые подтолкнут «находящийся на перепутье мир» в «правильном» направлении. Однако экс-президент ЮАР Фредерик де Клер советует для начала научиться «культуре управления многообразием».
Но самые оригинальные рецепты дал Збигнев Бжезинский. Если раньше только и твердили, что одна из важных вех на пути к демократии -- это свободные выборы, то ныне кое-что изменилось. Стоило в Египте в конце 2005 года провести относительно честные выборы, как там чуть было не победила радикальная группировка «Братья-мусульмане». А в Палестинской автономии в январе этого года демократическим путем пришло к власти Исламское движение сопротивления ХАМАС. Так что к вопросу о всенародном волеизъявлении г-н Бжезинский предлагает отныне подходить избирательно, выяснив для начала, «насколько сильны демократические силы» в той или иной стране. «Попытки агрессивно насаждать демократию в Китае, к примеру, могут привести к кровавым событиям. Все знают, что в Китае нет демократии. Но стоит ли проповедовать, чтобы уже завтра Пекин провел демократические выборы? -- вопрошает Збигнев Бжезинский и сам же отвечает. -- Конечно, нет. Не надо ставить карету впереди лошади. В Китае для начала нужно проповедовать права человека. А свобода отдельной личности уже приведет к свободе групп людей». Большую роль в этом, по мнению Бжезинского, должны сыграть неправительственные организации.
«Это ценные мнения. Все эти люди имеют огромный опыт строительства демократических систем не только в своем государстве, но и в других странах», -- подытожил в интервью «Времени новостей» итоги конференции президент Международного фонда за демократию, председатель совета директоров Евразийской промышленной ассоциации, выпускник российского МГИМО узбек Фаттах Шодиев. Первое, что собирается сделать его организация, -- «обобщить и размножить» прозвучавшие выступления, направив буклеты в вузы для просвещения молодежи. Не случайно г-н Шодиев напомнил участникам конференции часто повторявшиеся Владимиром Лениным знаменитые слова английского философа Фрэнсиса Бэкона : «Знание -- сила».
|