2006-04-28 11:55:13 Сегодня Совет Безопасности ООН проведет долгожданное заседание по иранской ядерной программе. Гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммад аль-Барадеи (на снимке) доложит о выполнении Ираном требований, которые были адресованы Тегерану 29 марта. Тогда Совбез потребовал в месячный срок вернуться к мораторию на все работы с ураном.
Доклад г-на аль-Барадеи не предвещает для Ирана ничего хорошего. Тегеран не приостановил работы в ядерной области и даже отрапортовал о получении первой партии низкообогащенного урана. Иранская сторона подчеркивает, что занимается только мирным атомом, но при этом грозит выйти из МАГАТЭ в ответ на санкции Совбеза.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад вчера вновь подтвердил, что «иранская нация овладела технологией производства ядерного топлива, и никто не сможет лишить нас этих знаний». «Если какая-либо страна попытается нарушить права иранского народа, она потерпит постыдное поражение», -- предупредил президент, выступление которого транслировалось в прямом эфире государственного телевидения.
Однако Тегеран не спешит сжигать мосты. В среду в Вене завершился очередной раунд консультаций Ирана и МАГАТЭ. Иранскую делегацию возглавлял вице-президент страны и руководитель национальной Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде. Представительница МАГАТЭ по связям с общественностью Мелисса Флеминг отказалась уточнить детали встречи, но пообещала, что соответствующий документ «будет приложен к докладу по иранской ядерной программе».
Возможные резкие решения Совбеза, к которым призывают США, сдерживают Россия и Китай -- они по-прежнему настаивают на урегулировании проблемы политическим путем в рамках МАГАТЭ. «МАГАТЭ должно играть заметную, ключевую роль. Оно не должно перекладывать эти проблемы и сбрасывать их на плечи СБ ООН», -- заявил вчера Владимир Путин. По поводу сегодняшних атомных слушаний в Совбезе глава российской дипломатии Сергей Лавров заметил: «Процедура представления и рассмотрения доклада не ультиматум. Она носит рабочий характер и не имеет временных ограничений». Источник в российском МИДе сообщил «Времени новостей», что участники сегодняшнего заседания Совбеза ООН лишь обсудят доклад аль-Барадеи и не станут принимать решений о санкциях. Официальный представитель МИД КНР Цинь Ган призвал воздержаться от действий, способных привести к эскалации напряженности вокруг иранской ядерной проблемы.
При определении позиции США решающее значение может получить прессинг со стороны американских законодателей. Палата представителей одобрила на днях проект закона, предусматривающего усиление санкций против Ирана и стран, осуществивших крупные капиталовложения в развитие иранской энергетики. Такие страны (к которым может быть отнесена и Россия) рискуют лишиться американской помощи.
На кого реально может рассчитывать Вашингтон в случае военной операции против Ирана? Североатлантический альянс пока старается держаться в стороне. Представитель пресс-службы НАТО польский дипломат Роберт Пшель в беседе с «Временем новостей» подчеркнул, что в штаб-квартире Альянса «в настоящее время рассматриваются различные варианты». Однако НАТО, по его словам, «не является непосредственным участником дискуссий и переговоров», хотя в случае с Ираном «выступает за то, чтобы все было ясно в такой очень деликатной области, как нераспространение». «Мы надеемся, что Иран будет полностью выполнять обязательства, взятые на себя в рамках ООН и других международных организаций», -- отметил г-н Пшель.
Главным военно-политическим союзником США в регионе остается Израиль. Министр обороны Израиля Шауль Мофаз называет ядерную программу Ирана самой серьезной угрозой для еврейского народа со времен холокоста. Тель-Авив всерьез готовится к возможному военному конфликту. Выведенный на днях на орбиту израильский спутник «Эрос-Б» позволяет различать на иранской территории объекты диаметром 70 сантиметров. Это может пригодиться антииранской коалиции для нанесения точечных ударов по подозрительным целям.
|