2006-05-05 11:24:57 Нарастающая фобия зависимости от российского газа заставляет Брюссель искать все более и более экзотические способы получения голубого топлива. Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс вчера в Астане решительно поддержал проект строительства Транскаспийского трубопровода, который позволит казахскому и туркменскому газу обойти Россию на пути к европейским потребителям. «Мы поддерживаем создание четвертого коридора для транспортировки газа в страны Евросоюза. Мы обязательно поддержим строительство Транскаспийского трубопровода, поскольку нам это даст дополнительные объемы газа, а для Казахстана станет одним из путей диверсификации экспортных маршрутов», -- заявил посланец Брюсселя. А хозяин встречи министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бахтыкожа Измухамбетов обещает «внести в Еврокомиссию предложение по изучению возможности реализации транскаспийского газопровода и финансирования разработки его технико-экономического обоснования».
Впрочем, для достижения этих целей среднеазиатскому газу предстоит преодолеть не только полную противоречий акваторию Каспия, но и территории имеющего собственные амбиции Азербайджана, непредсказуемой Грузии и ведущей многостороннюю геополитическую игру Турции. Всю сложность решения этой задачи подтверждает печальная история Транскаспийской трубы, которую более десяти лет назад предложили строить американцы, но так и не смогли найти разумный консенсус всех заинтересованных сторон (не говоря уже об экономической логике).
Несмотря на то что за последние годы серьезно изменилась конъюнктура и потребности рынка -- запредельные цены на газ могут оправдать чуть ли не любой по затратам проект, а в Европе раздувается мания срочно диверсифицировать источники поставок, -- жизнеспособность такого газопровода вызывает большие сомнения. Тем более что российский «Газпром» благодаря газопроводу «Голубой поток» занял неплохие позиции на стратегически важном рынке Турции, опередив всех вероятных конкурентов. И при этом поставил под вопрос экспортный потенциал азербайджанского газа, который планировалось поставлять на турецкий рынок по уже практически построенному международным консорциумом (во главе с ВР) газопроводу Баку--Тбилиси--Эрзерум.
Предложенный в начале 90-х годов проект вывода туркменского газа на европейские рынки оценивался в 2,5 млрд долл. Однако из-за полной неразберихи в вопросах урегулирования отношений прикаспийских стран (а они не решены до сих пор) и очень сложных личных отношений между руководством Туркменистана и Азербайджана проект не дожил даже до фазы технико-экономического анализа. Эксперты тогда оценивали стоимость 200-километровой трубы по дну Каспия в 2,5 млрд долл. В 1999 году во время очередного обострения интереса Вашингтона к этому региону Ашхабаду даже были выделены 750 тыс. долл. в виде кредита на проведение проектных изысканий. И даже создан консорциум General Electric, Bechtel и Royal Dutch/Shell для реализации проекта. Однако спор о долях участия между Ашхабадом и Баку так и не удалось разрешить. В итоге началось строительство трубы из Азербайджана в Турцию (Баку--Тбилиси--Эрзерум), по которой газ с месторождения «Шах-Дениз» должен, после многочисленных отсрочек, пойти этой осенью.
После российско-украинского конфликта тема Транскаспийского маршрута вновь ожила, причем инициатором этой темы опять стал Вашингтон (а вовсе не Европа). В частности, в феврале в Центре Карнеги в столице США состоялась дискуссия по этому поводу, где прозвучала идея возрождения проекта в связи с сомнениями в надежности газоснабжения Европы из России. И уж совсем на совпадение не похожа цепь последних событий. Госсекретарь США Кондолиза Райс, совершая турне Турция--Греция, активно убеждает местные правительства отдавать приоритет не связанным с российским газом проектам. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу публично обращается к США за помощью в противостоянии энергетическому давлению со стороны Москвы. Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершает первый официальный визит в Вашингтон, а вслед за г-ном Пиебалгсом, одобрившим Транскаспийский проект, в Казахстан сегодня прилетит вице-президент США Дик Чейни.
Пока, правда, у российского газа есть ряд серьезнейших преимуществ в этой конкурентной борьбе. В отличие от азербайджанского и тем более среднеазиатского газа, он уже занимает солидное место в Турции. И по контракту поставки газа по «Голубому потоку» продолжают расти. Более того, в прошлом году на встрече глав России, Италии и Турции было объявлено о намерениях увеличить пропускную способность морского газопровода с целью организовать поставки российского сырья транзитом через Турцию на Балканы, страны Южной Европы и даже в Израиль.
Дошло до того, что строители альтернативного маршрута (Баку--Тбилиси--Эрзерум) уже публично выражают серьезные сомнения в востребованности Анкарой каспийского газа в обозримом будущем. Чиновники в Баку, в частности министр энергетики Натик Алиев, вполне официально говорят о вероятности использования ресурсов «Шах-Дениза» для внутренних нужд (хотя раньше предполагался экспорт от 6,6 млрд до 16 млрд кубометров в Турцию) и отказ от импорта российского газа. В апреле в этом признался журналистам и анонимный представитель BP-Azerbaijan, который сказал, что наиболее перспективным рынком сбыта считается сам Азербайджан (потребляет около 5 млрд кубометров).
Но и расслабляться «Газпрому» не стоит. В условиях ужесточения глобальной конкуренции за ресурсы даже самые надежные партнеры могут оказаться по другую сторону баррикад. Не говоря уже о Турции, которая всеми силами стремится в ЕС. Особенно учитывая возможность формирования тактической коалиции западных потребителей, которая вырисовывается в деятельности активистов Брюсселя и Вашингтона.
|