2006-05-11 15:38:19 Впервые в истории Польши министром иностранных дел стала женщина -- 49-летняя Анна Фотыга. Вакансия главы польского МИДа освободилась 28 апреля, когда министр Стефан Меллер (до 31 октября 2005 года -- посол Польши в Москве) объявил об отставке в знак протеста против назначения вице-премьером и министром сельского хозяйства Анджея Леппера -- известного популиста и лидера радикальной партии «Самооборона». Г-н Меллер, по его словам, не захотел участвовать в «лепперализации страны».
Анна Фотыга -- выпускница факультета внешней торговли Гданьского университета. Она заведовала иностранным отделом всепольской комиссии «Солидарности» в тот период, когда заместителем председателя независимого профсоюза был нынешний президент Польши Лех Качиньский, и потому считается его доверенным лицом. Позднее пани Фотыга сотрудничала с международными организациями, была директором департамента и советником по международным делам и даже вице-мэром Гданьска по экономическим вопросам и европейской интеграции.
В 2004 году по списку партии «Право и справедливость» («ПиС») Анна Фотыга прошла в Европарламент, но в ноябре 2005 года отказалась от хорошо оплачиваемого места евродепутата в связи с переходом в МИД на должность первого замминистра.
Оппозиция считает пани Фотыгу особой некомпетентной, без дипломатического опыта, остерегающейся принимать какие-либо решения. Первые выводы комментаторов сводятся к одному: министром иностранных дел на самом деле стал сам Лех Качиньский, а решение всех международных вопросов переносится в президентский дворец. Один из бывших руководителей польской дипломатии заметил: «Это был выбор из телефонной книги». Но нынешняя власть о новом главе МИДа высокого мнения. Лидер победившей на парламентских выборах «ПиС» Ярослав Качиньский (брат-близнец президента) признался, что поначалу даже хотел поручить пани Фотыге формирование всего кабинета.
Уже в качестве министра иностранных дел Анна Фотыга заявила, что существует «большая возможность» встречи президентов Польши и России Леха Качиньского и Владимира Путина в этом году: «Было много сигналов улучшения польско-российских отношений. Мы намерены это продолжать, терпеливый диалог -- это наилучший способ нивелировать проблемы».
|