Закавказью не светит место в Евросоюзе |
| 2006-05-17 17:20:51 С первым официальным визитом в Москву прибыл спецпредставитель Европейского союза в Закавказье Петер Семнеби. Он провел переговоры с руководством МИД РФ и Госдумы, а также со спецпредставителем президента РФ по вопросам отношений с ЕС Сергеем Ястржембским. В эксклюзивном интервью «НГ» Петер Семнеби поделился впечатлениями об этих беседах и состоявшихся ранее поездках в страны региона.
– В чем особенность вашего мандата как спецпредставителя Евросоюза в Закавказье?
– Он охватывает все сферы деятельности Евросоюза и связанных с ним институтов в Закавказье. Моя задача – предложить политические цели Евросоюза в Закавказье и обеспечить соответствие им действий всех органов ЕС. В принципе это аналогично мандату моего предшественника с одной лишь особенностью – добавлено, что спецпредставитель должен «способствовать разрешению конфликтов» (или «внести вклад»), в то время как раньше предлагалось лишь «интересоваться» этой темой.
– Вы уже побывали в регионе. Каковы ваши впечатления?
– Я посетил страны Закавказья в составе большой делегации Евросоюза, а затем совершил отдельные поездки. Важнейшее наблюдение: все три страны движутся в разном направлении. Так, Грузия четко ориентируется на Евросоюз и Запад в целом. Армения отличается тем, что все еще находится под влиянием возникшей вокруг нее атмосферы изоляции со всеми вытекающими из этого ограничениями. Азербайджан придерживается достаточно сбалансированной политики в отношениях со своими партнерами и соседями.
Заметна возросшая уверенность азербайджанцев в себе, что связано с энергетическим бумом. Это также влияет на внешнюю политику Баку и его отношения с партнерами.
Все три страны сталкиваются с необходимостью укрепления своих государственных институтов и администрации. При этом Грузия и Армения имеют особые проблемы с «большими соседями», первая – с Россией, вторая – с Турцией.
– Какова, на ваш взгляд, перспектива разрешения замороженных конфликтов? И, наоборот, может ли случиться так, что они вновь станут горячими?
– Евросоюз считает, что эти конфликты невозможно разрешить без кропотливой работы по созданию доверия между общинами, большинством и меньшинством в конфликтных районах. Необходимо создать атмосферу доверия между странами и регионами и всех их – с большими соседями. Это невозможно и без обозначения их четкой перспективы – не только политической, но и экономической, то есть прорисовывания путей экономического развития и достижения благоденствия. Над всем этим, думается, должны работать и Евросоюз, и Россия, и страны региона, и все заинтересованные стороны.
Что касается опасности того, что конфликты разгорятся вновь, то ее нельзя полностью исключить, пока сами конфликты остаются нерешенными. Всегда есть риск эскалации.
– Иногда говорят о возможности направления в регион миротворцев Европейского союза и НАТО?
– Я не могу говорить о НАТО. Что касается Евросоюза, то в принципе такой вариант возможен, но это лишь одна из многих возможностей. Все зависит от воли сторон конфликта, от того, до чего они договорятся.
– Основываясь на вашем опыте работы на Балканах, какие общие черты и различия вы видите в обстановке в этих двух регионах?
– Сходства есть. Так, в обоих регионах наблюдается острая необходимость в перестройке общества, есть тяжелые последствия войны. Общая их черта – фрагментация общества. И еще одно: это малые страны с ограниченными возможностями и в то же время ищущие свою новую идентичность после СФРЮ балканские страны, после СССР – страны Закавказья. Оба региона являются стратегически важными.
Имеются и заметные различия. Самое первое – наличие у стран Закавказья «большого соседа» – России. Такого соседа нет на Балканах. Закавказье географически дальше от Евросоюза, и хотя ЕС предлагает странам региона углубленные отношения в рамках «европейской политики соседства», она не содержит перспективы членства в Евросоюзе.
Хотелось бы отметить, что перспектива приема в ЕС явилась для балканских стран сильной мотивацией в пользу проведения реформ. Надеюсь, что в Закавказье будет достаточно рычагов, чтобы подтолкнуть реформы и решение замороженных конфликтов, однако без указанного выше средства это более трудное дело.
Речь не идет о далекой перспективе, куда пока трудно заглянуть, однако нынешняя программа «европейской политики соседства» вступление этих стран в ЕС не предусматривает. Как известно, эта политика была сначала распространена на страны Средиземноморья, затем на Украину и Молдавию.
– Какие выгоды получат страны региона от «европейской политики соседства»?
– Ныне идет подготовка конкретных планов действий применительно к странам Закавказья. Эта работа будет завершена до конца нынешнего года. Пока можно лишь отметить, что в следующий финансовый период Евросоюза, охватывающий 2007–2013 годы, каждой из трех стран будет оказана помощь в размере нескольких сот миллионов евро.
– Насколько перспективна идея заключения Пакта стабильности в Закавказье?
– Этот вопрос обсуждался на слушаниях в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Надо отметить полезный опыт заключения подобного пакта на Балканах. Там, правда, этой договоренности способствовала открывшаяся перспектива вступления балканских стран в Евросоюз.
В Закавказье такая перспектива не просматривается, и добиться принятия такого документа труднее, хотя он мог бы быть полезным. Сейчас, в момент реализации «европейской политики соседства», это может быть не так актуально. И еще одно: надо определиться, является ли Закавказье естественным регионом или это часть более крупного Причерноморского региона.
|