США вернулись к газовым ценностям |
| 2006-05-18 14:00:00 В минувший вторник в конгрессе США прошли слушания на тему энергетической безопасности. В них приняли участие замминистра энергетики США Карен Харберт и помощник замгоссекретаря США Пол Симонс. Заседание проводилось в рамках подготовки к предстоящей встрече G8 в Санкт-Петербурге. В преддверии саммита Вашингтон переосмыслил главную тему, предложенную Москвой: в его прочтении Россия является вовсе не оплотом энергетической безопасности, а фактором дестабилизации.
Россия как Иран
Очередное заседание подкомитета конгресса США по национальной безопасности и международным делам, прошедшее во вторник, привлекло особое внимание представителей исполнительной власти, а также экспертного сообщества. На слушания, основной темой которых был анализ возможного использования энергетики как оружия в международных отношениях, пришли замминистра энергетики США по политике и международным отношениям Карен Харберт, помощник заместителя госсекретаря по международной энергетике Пол Симонс, один из ведущих нефтяных экспертов в США – Дэниэл Ергин – и бывший посол США в Литве Кит Смит. Источник Ъ в конгрессе объяснил подобное внимание к слушаниям тем, что они проводились в рамках подготовки к встрече G8 в Санкт-Петербурге и общей политики давления администрации США на Россию в преддверии саммита.
Одним из самых ярких ораторов, выступавших на заседании, был господин Смит, ныне работающий в Центре стратегических исследований имени Кеннеди в Вашингтоне. Известный своим предельно критичным отношением к российской политике, Кит Смит сравнил нынешнюю Россию с Ираном, заявив, что подход к двум странам может быть похожим. Вспомнив об идее Запада предоставить Тегерану ядерные технологии в обмен на отказ от собственного обогащения урана, бывший посол США в Литве предложил обменять новые технологии на гарантии прозрачности энергетического рынка России и его открытие для иностранных инвестиций. Господина Смита, а вслед за ним многих членов нижней палаты конгресса возмущает тот факт, что российский энергетический рынок не дает тех возможностей западным инвесторам, которые Европа и США предоставляют компаниям из РФ.
В то же время представители правительства США старались высказываться максимально осторожно. К примеру, как замминистра энергетики США Карен Харберт, так и ее коллега из госдепа Пол Симонс аккуратно ушли от ответа на вопрос председателя подкомитета конгресса Даррелла Иссы о том, можно ли доверять России, если американские инвесторы потеряли на ЮКОСе около $6 млрд. Тем не менее в интервью журналистам после слушаний госпожа Харберт, так ни разу и не произнеся слово "Россия", все же ответила на призыв Кита Смита. Она заверила, что "США и другие члены G7 будут настаивать на прозрачности рынков и доступа туда инвесторов". Замминистра энергетики США дала понять, что переговоры на эту тему активно идут сейчас и продолжатся в Санкт-Петербурге.
Торговля
Вовсе не опровергая критических оценок, звучавших в адрес России из уст конгрессменов и экспертов, представители исполнительной власти демонстрировали умеренность. По мнению источника Ъ, близкого к Белому дому, отсутствие желания у представителей администрации поддержать конгрессменов в критике действий Кремля связано с активно идущим торгом между двумя странами.
Заинтересованность существует с обеих сторон. Так, по информации источника, "Россия хочет вступить в ВТО, а США добиваются от Москвы решения по Штокмановскому месторождению и принятия закона о недрах". По информации Ъ, именно об этом на прошлой неделе говорили по телефону президенты России и США: Джордж Буш делал упор на темы Ирана и западных инвестиций в РФ, а Владимир Путин перебил его, напомнив о стремлении Москвы вступить в ВТО. Своеобразной иллюстрацией продолжающегося в преддверии G8 торга стало внезапное нежелание Пола Симонса отвечать на вопрос одного из конгрессменов, станет ли новая, более агрессивная газовая политика России в отношении Европы препятствием для вступления в ВТО. Господин Симонс мягко заметил, что "обсуждал тему транспортировки газа с российскими представителями, которым нужно быть очень аккуратными в этой области". Ответить на вопрос о ВТО Пол Симонс пообещал конгрессменам позже и в письменном виде.
В свою очередь, замминистра энергетики США Карен Харберт вновь вспомнила об ожидании администрации США решения "Газпрома" о выборе партнеров для освоения Штокмановского газового месторождения, а также принятия Россией закона о недрах, который открыл бы американским компаниям путь к новым проектам в России. Госпожа Харберт добавила к этому и важность проекта Каспийского консорциума для мирового энергетического рынка, отметив, что "США ожидают от России решений по этим трем направлениям в самое ближайшее время". Впрочем, Кит Смит активно не согласился с позицией замминистра, заявив, что надежды администрации неоправданны и сотрудничество с Россией, примером чего может как раз служить Штокман, вовсе не принесет тех выгод, на которые рассчитывают США. Напомним, что в тендере на освоение Штокмановского месторождения участвуют две американские компании – Chevron и ConocoPhillips. Между тем несколько дней назад "Газпром" вновь отложил объявление результатов конкурса – на этот раз на неопределенный срок. Наблюдатели восприняли этот демарш как свидетельство того, что "Газпром" недоволен предложениями западных компаний и хочет добиться от них большего.
Энергетический бумеранг
Сам факт обсуждения темы энергетической безопасности в конгрессе США вновь демонстрирует то, насколько сильно изменился имидж России за последний год. В середине 2005-го, когда Кремль предлагал тему энергетической безопасности в качестве основной для обсуждения на саммите G8 в Санкт-Петербурге, она казалась исключительно выигрышной для него. Осенью прошлого года, после подписания соглашения о строительстве Северо-Европейского газопровода, Москва выглядела и вовсе героически – как главный гарант стабильности энергопоставок в Европу. Однако последовавшие газовые бодания со странами СНГ и Евросоюзом перевернули ситуацию с ног на голову, дав козыри в руки тем западным политикам и экспертам, которые считали Россию угрозой безопасности, в том числе и энергетической. Главный герой прошедших слушаний Кит Смит, к примеру, выступал с резкой критикой в адрес России еще в январе этого года – тогда он опубликовал в газете International Herald Tribune открытое письмо, в котором напомнил, что Москва традиционно применяет "энергетическое оружие" против нелояльных соседей: в 1990 году оно было использовано против Литвы, в 1992 году – против всех прибалтийских государств в ответ на их требования о выводе оставшихся на их территории российских войск, в 1993-1994 годах – против Украины, в феврале 2004 года – против Белоруссии.
Российские власти оказались перед фактом, что против них используются их же собственные заготовки. "Сейчас сложилась не самая лучшая атмосфера, и она не слишком улучшится непосредственно перед встречей",– признал накануне российский шерпа на ближайшем саммите Игорь Шувалов. При этом он продолжал убеждать западных собеседников в том, что "никогда не было такого, чтобы Россия или СССР использовали энергетические поставки в политических целях". Очевидно, что именно от исхода этого диалога зависит, насколько приятной для Кремля будет встреча в Санкт-Петербурге. Нет сомнений в том, что проблема демократии и прав человека встанет менее остро, если будет снижена напряженность в энергетическом вопросе. Другое дело, что в Вашингтоне в подобный исход не верят. По крайней мере, как заявила журналистам по итогам слушаний в конгрессе замминистра энергетики Карен Харберт, в ближайших планах США – снижение зависимости от экспорта углеводородов вообще, в первую очередь за счет увеличения собственной добычи.
ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ, Вашингтон; МИХАИЛ Ъ-ЗЫГАРЬ
|