ОЭСР оценила нефтяной бум в России |
| 2006-05-22 12:49:38 На прошлой неделе аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в исследовании госрегулирования ТЭКа в странах СНГ заявили, что доля России, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Туркмении в мировом приросте поставок нефти сократилась с 60% в 1998-2004 годах до 30-35% в 2005 году. ОЭСР видит в этом первый результат дирижистской политики государства в России и Казахстане и прогнозирует, что страны ОПЕК и другие производители будут использовать ситуацию для наращивания своего влияния в мире.
Доклад "Реализуя нефтяной потенциал СНГ: влияние госполитики и институтов рынка", автором которого является группа аналитиков ОЭСР под руководством Рудигера Арендта и Уильяма Томпсона, посвящен, по сути, поиску ответа на вопрос, как изменения в экономической политике стран СНГ в последние три года повлияют на место "постсоветской пятерки", в первую очередь России, в глобальной конкуренции на нефтяном рынке. Исследование ОЭСР предваряется цитатой из интервью министра финансов РФ Алексея Кудрина в сентябре 2005 года: "Увеличение доли государства в нефтяном секторе экономики будет ограничивать его развитие" – и показывает, что последствия этого ограничения уже видны.
Прежде всего господа Арендт и Томпсон отмечают, что доля "пятерки", в которой Россия обеспечивает около 80% поставок нефти на мировой рынок, в приросте поставок нефти на рынки основных мировых потребителей сократилась с 1998 года (60%) до, по предварительным прогнозам ОЭСР, трети мирового прироста. ОЭСР предполагает, что речь идет о смене тенденции: с 1998 года эта доля не была ниже 40% (1999 год), с 2001 по 2004 год стабильно превышала 65%. Говоря о состоянии мирового рынка нефти в этот период, исследователи говорят о "стремительном восстановлении" нефтеиндустрии экс-СССР, которое сделало РФ, Казахстан и Азербайджан главной после стран ОПЕК надеждой мирового энергорынка, и считают, что есть все основания полагать этот процесс завершающимся.
Причины этого явления господа Арендт и Томпсон пытаются анализировать, и, по их мнению, дело как раз в наступлении государства в нефтяной отрасли в России, а также в переходе Казахстана и России к отчетливо дирижистской и этатистской политике в нефтяной отрасли, в том числе к увлечению государственными инфраструктурными проектами, к усилению налогового бремени на нефтяников и т. д. ОЭСР приводит анализ относительной эффективности работы трех групп российских нефтяных компаний – "окологосударственных" ("Башнефть", "Татнефть", "Роснефть"), "инсайдеров-нефтяников" (ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз") и "контролируемых финансовыми группами" ("Сибнефть", ТНК-BP, ЮКОС) – в 2001-2004 годах, показывая, что "финансовые" нефтяные компании убедительно опережают по таким показателям, как доля экспорта за пределы СНГ, инвестиции в добычу, рост валового производства, две другие группы. Те же тенденции обнаруживаются во всем СНГ, кроме Азербайджана. Авторы при этом отмечают "конвергенцию" нефтяной политики РФ и Казахстана в самых разных сферах и даже предполагают, что страны СНГ демонстрируют возможность создания "мягкого картеля", напоминающего ОПЕК, при поставках нефти на мировой рынок.
Проблемы России и Казахстана, по мнению исследователей, играют на руку как странам ОПЕК, так и новым производителям вне СНГ, не входящим в этот картель, в первую очередь производителям из Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Они могут воспользоваться стагнацией нефтяного сектора в странах СНГ для восполнения растущего мирового спроса. Отметим, что ОЭСР не одинока в своем прогнозе. Так, в 2005 году Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозировало с 2006 по 2030 год постепенное увеличение роли стран ОПЕК в мировой торговле нефтью с 40 до 53%. Отметим, что возможностей для соревнования с ОПЕК, по мнению ОЭСР, у России не так уж много. Авторы исследования отмечают падение на 2,6% оценок объемов запасов нефти и газоконденсата в России в 1998-2004 годах (при росте на 31% запасов нефтяных компаний). ОЭСР полагает, что речь идет о постепенном истощении резервов добываемой нефти в России и приведении оценок в соответствие с международными стандартами.
ОЭСР довольно трезво оценивает причины "стремительного восстановления" нефтеиндустрии в РФ, обеспечивавшего в 1998-2004 годах России статус главной надежды мировых импортеров нефти. По Арендту и Томпсону, это низкие реальные эффективные ставки налогообложения нефтяных компаний в сочетании с конъюнктурой. Для восстановления позиций ОЭСР рекомендует России "вернуться к обсуждению базовых вопросов: каковы должны быть налогообложение, права собственности, стабильность контрактов, юридическая защита, развитие инфраструктуры" в нефтяной отрасли. В этом случае можно надеяться на "слом тенденции", складывающейся в 2005-2006 годах. В противном случае авторы не исключают и валового снижения добычи нефти в России и Казахстане с 2010 года вне зависимости от конъюнктуры мирового рынка.
|