2006-05-23 14:51:02 Богатые арабы Персидского залива, напуганные продолжающейся войной в Ираке и перспективой резкого обострения еще одного конфликта по соседству вокруг Ирана, обращают свои взоры на Россию. Они ожидают, что взвешенная позиция Москвы окажет воздействие на тех, кто привык решать трудные проблемы ракетными ударами. Монархии Саудовской Аравии, Кувейта и Катара, по которым совершает турне министр иностранных дел России Сергей Лавров, традиционно поддерживают очень хорошие связи с США. Но арабы нуждаются и в других партнерах.
Россию в Персидском заливе заждались. В последний раз глава МИД России посещал нефтяные государства Аравии осенью 2000 года (тогда это был Игорь Иванов). В тот раз он побывал еще и в Ираке, где встречался с Саддамом Хусейном, свергнутым три года спустя американцами и сидящим сейчас в их тюрьме в Багдаде.
За минувшие шесть лет сменились также руководители Саудовской Аравии и Кувейта. В 2005 году скончался саудовский король Фахд, ему на смену пришел король Абдалла. В январе почил долго болевший кувейтский эмир Джабер, его сменил эмир-реформатор шейх Сабах аль-Ахмад ас-Сабах. Как раз ко дню приезда российской делегации он, продолжая реформы, пошел на разрешенный конституцией роспуск парламента. Некоторые депутаты сопротивлялись укрупнению избирательных округов, в ответ шейх объявил 29 июня новые выборы -- кстати, в них впервые в истории страны примут участие женщины.
В Катаре за шесть лет власть не изменилась. Но отношения России с этим эмиратом подверглись встряске. Арабы заподозрили двух работавших в Катаре россиян в убийстве лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, джип которого был взорван в катарской столице Дохе в феврале 2004 года. Катар и Россия намерены перевернуть эту неприятную страницу в отношениях. Сегодня вечером у российского министра запланированы в эмирате встречи на самом высоком уровне.
Накануне в Саудовской Аравии и в Кувейте российского министра приняли в своих дворцах не только коллеги-министры, но и король Абдалла и эмир Сабах. В Саудовской Аравии позавчера произошло вовсе нечто удивительное: глава МИД принц Сауд аль-Фейсал галантно нарушил протокол и лично отвез Сергея Лаврова и посла Виктора Кудрявцева во дворец короля. Министр иностранных дел самого влиятельного государства Залива приехал в аэропорт на своем автомобиле и сам сел за руль -- это знак особого уважения. И это в стране, где приоритетом во внешней политике всегда были отношения с США, а не с Россией. Впрочем, после 11 сентября 2001 года у саудовцев с американцами возникли проблемы: 15 из 18 смертников, совершивших теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке, оказались выходцами из Саудовской Аравии.
На просьбу местных журналистов сравнить политику США и России Сауд аль-Фейсал поспешно заметил: «Здесь никаких сравнений быть не может». Он тут же пояснил, что с «обеими странами у нас хорошие отношения». Однако какие тут сравнения, когда ежегодный товарооборот королевства с США зашкаливает за 21 млрд долл., а с Россией едва достигает 180 млн? В Катаре и Кувейте объемы торговли с Россией и США также разнятся на порядок.
И все-таки интерес к России растет. Сергей Лавров дипломатично заметил в Эр-Рияде, что «у России и США позиции по большинству проблем совпадают в стратегическом плане». Но при общих целях обеспечения стабильности на Ближнем Востоке и совместной борьбы с терроризмом остается немало тактических разногласий. И арабам ближе российская позиция.
В Кувейте и в Саудовской Аравии на переговорах с россиянами уже прозвучали опасения, что при решении иранской ядерной проблемы может возобладать силовой сценарий, которого не исключают США. На вопрос «Времени новостей» глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал ответил, что выступает за «урегулирование конфликта исключительно дипломатическими средствами» и не поддерживает идею американцев ввести против Ирана международные санкции. «Я не припомню случая, когда санкции привели бы к цели», -- поддержал коллегу Сергей Лавров.
Еще три-четыре года назад саудовцы всерьез рассматривали вопрос о собственной ядерной программе. В итоге они решили не стремиться к этому, но и не позволить, чтобы такое оружие появилось у соседей. «Необходимо не допустить нарушение режима ядерного нераспространения» -- под этим призывом российского министра подпишутся и американцы, и арабы. Однако арабская политика значительно гибче американской. По впечатлению министра Лаврова, арабы «избегают резких движений». Они ориентированы «не на политическую конъюнктуру, а на долгосрочную стратегию», они не верят в войну цивилизаций, а выступают, как и Россия, за многообразие культур. При обсуждении вопроса о создании в регионе зоны, свободной от оружия массового поражения, арабы обязательно напоминают -- этому требованию должен подчиниться Израиль, уже обладающий ядерным оружием, но официально не признающийся в этом.
Еще странам Персидского залива нравится, что Россия выступает решительно против бойкота палестинского «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС), пришедшего к власти в автономии в результате выборов в январе этого года. США, напротив, мечтают о крахе этого неудобного правительства, не готового к мирным переговорам с Израилем. Американцы делают ставку на другие движения, что усиливает противоречия между палестинцами. «Между тем палестинцев надо поощрять к выступлению с единых позиций, чтобы там не было разлада, не говоря уже о гражданской войне», -- считает глава МИД России Сергей Лавров.
Переговоры в Персидском заливе не ограничиваются политикой. Сближение позиций дает надежду на то, что станут активнее и торгово-экономические контакты. Российские компании уже подпущены к нефтегазовым месторождениям в Саудовской Аравии, идут переговоры с Кувейтом и Катаром. Заходит речь даже о военно-техническом сотрудничестве, хотя обычно сюда поставляют оружие западные страны. Теперь в Персидском заливе ждут с визитом президента Владимира Путина. По данным «ВН», такой визит может состояться в первой половине 2007 года, а то и раньше.
|