2006-05-23 16:29:44 Несколько сот голосов решили судьбу остатка Югославии. Черногория – самая маленькая из республик бывшей Югославии (с населением 616 тысяч) начинает путь к независимости. В ближайшие месяцы прекратит свое существование Государственное сообщество Сербии и Черногории, и на карте Европы вновь, как когда-то, появятся два государства.
55,4% граждан Черногории проголосовали за независимость на референдуме в минувшее воскресенье. При этом явка составила 86,3%. Согласно требованию Европейского союза, для объявления независимости было необходимо набрать не менее 55% голосов. Не дожидаясь сообщения Центризбиркома премьер-министр Мило Джуканович, стоящий за идеей независимости, объявил о победе.
Оппоненты Джукановича как в Черногории, так и в Сербии заявили о массовой фальсификации. Официальные власти в Белграде холодно отреагировали на итоги референдума, однако едва ли подобный исход кого-то удивил. Интересно, что неофициальный референдум, проведенный накануне в Белграде, показал, что 91,97% сербов выступают за независимую Сербию. Акция организована «Группой-17 плюс», входящей в правящую коалицию. Даже если этот результат завышен, ясно, что развод между двумя республиками не является трагедией для сербов, как это пытаются представить многие политики.
С другой стороны, очевидно, что раскол в черногорском обществе преодолеть так и не удалось. Судьбу Черногории в итоге определили голоса нацменьшинств, прежде всего мусульман и албанцев, а также диаспоры.
Формально развод Сербии и Черногории может занять несколько месяцев. Провозгласить независимость само по себе недостаточно: должны последовать переговоры между двумя столицами, принятие серии документов и новых законов, а также международное признание. Для сравнения: Боснии и Герцеговине понадобилось всего полтора месяца с момента референдума, чтобы добиться международного признания, Македонии – 6 месяцев, Хорватии – 7 месяцев, Словении – чуть больше года. Все это происходило в условиях начала войны.
Черногория – в отличие от остальных республик бывшей Югославии – к моменту объявления независимости и так фактически независима. Там в обращении иная, чем в Сербии, валюта (евро), своя налоговая система и таможня. Имеется практически вся инфраструктура для создания государства. Кроме того, Белград не намерен препятствовать уходу Черногории. Бескровный сценарий, впрочем, не означает отсутствие сложностей или политических рисков.
Особое значение приобретает определение статуса черногорских граждан в Сербии (каковых, по оценкам, от 260 до 400 тысяч) и сербских граждан в Черногории (значительно меньше). На данный момент Джуканович обещает сербским гражданам все права, что и у черногорских, кроме избирательного. В Белграде же грозят объявить черногорцев, не имеющих сербского гражданства, иностранцами. Очевидно, потребуется некоторое время для принятия закона о двойном гражданстве и других важных законов.
Политические риски возникают главным образом в Сербии. Уже ясно, что здесь развернется борьба за ключевые посты министров иностранных дел и обороны (которые на данный момент находятся в ведении Госсообщества Сербии и Черногории). Внесение изменений в законодательство Сербии сулит немало проблем с учетом ослабления правительства (в том числе из-за провала политики в отношении Черногории) и усиления позиций радикалов.
Как бы там ни было, Сербия возвращается к границам по состоянию на 30 ноября 1918 года. С той лишь разницей, что в тот момент еще не был оформлен контроль над маленькой Воеводиной, а сегодня не удается вернуть контроль над большим Косово (пятая часть Сербии). Уход Черногории формально не влияет на судьбу албанонаселенного края, но четко демонстрирует, что дроблению на Балканах не положен конец.
|