Таджикский гость не хуже узбекского |
| 2006-05-26 15:03:43 Сегодня к президенту РФ Владимир Путину в Сочи приедет его таджикский коллега Эмомали Рахмонов. По информации Ъ, главной темой переговоров станут таджикско-узбекские отношения. В Душанбе все больше говорят об "узбекской угрозе", обвиняя Ташкент в поддержке вооруженной таджикской оппозиции. Добиваясь заступничества Москвы, Эмомали Рахмонов попытается убедить ее оказать сдерживающее влияние на Ислама Каримова, взамен пообещав не препятствовать приему Ташкента в ОДКБ и усилить российское военное присутствие в Таджикистане.
Весьма символично, что встреча Владимира Путина и Эмомали Рахмонова состоится ровно через две недели после состоявшейся здесь же, в Сочи, встречи господина Путина с узбекским президентом Исламом Каримовым. Сделав союз с оказавшимся в международной изоляции Ташкентом еще более тесным, российский президент теперь рассчитывает развить дипломатическое наступление на среднеазиатском направлении в ходе неформальных переговоров с таджикским лидером Эмомали Рахмоновым. Впрочем, источники Ъ указывают, что российско-таджикские переговоры в Сочи обещают быть весьма непростыми. Во многом это связано с обострившимися в последнее время отношениями между Душанбе и Ташкентом, что заметно осложняет Москве военно-политическое и экономическое объединение региона под "российским зонтиком".
Как сообщают источники Ъ, господин Рахмонов намерен использовать встречу с российским лидером для того, чтобы "поговорить о наболевшем", а именно об Узбекистане. Напомним, что Душанбе давно подозревает Ташкент в поддержке вооруженных группировок таджикской оппозиции во главе с небезызвестным Махмудом Худойбердыевым – бывшим командиром бригады минобороны Таджикистана, поднявшим вооруженный мятеж в 1996 году и попытавшимся совершить госпереворот в Таджикистане в 98-м. После подавления путча Махмуд Худойбердыев со своими боевиками бежал за пределы республики. В Таджикистане считают, что он нашел укрытие в приграничных районах соседнего государства, хотя узбекские власти это отрицают.
Недавнее вторжение в Киргизию боевиков из Таджикистана, совершенное в годовщину андижанских событий, было расценено в Душанбе как еще одно проявление "руки Каримова", направляющей деятельность вооруженных отрядов Махмуда Худойбердыева.
Примечательно, что, пытаясь добиться заступничества России, Эмомали Рахмонов может сделать свою просьбу более весомой, пойдя навстречу российскому руководству по целому ряду принципиально важных для него вопросов.
Во-первых, в качестве платы за содействие в столь деликатном вопросе Россия вполне может рассчитывать на то, что Таджикистан будет оказывать поддержку ее интеграционным инициативам, направленным на укрепление СНГ и других пророссийских объединений на постсоветском пространстве. Неслучайно вчера перед вылетом в Сочи президент Рахмонов сделал демонстративный жест в сторону СНГ, заявив, что "содружество живет, здравствует и не собирается сдаваться". Это заявление таджикского лидера прозвучало во время его встречи с премьерами и их замами, прибывшими в Душанбе для участия в очередном заседании совета глав правительств СНГ. А днем ранее Эмомали Рахмонов принял в Душанбе генсека Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Григория Рапоту, обсудив с ним предстоящий 23 июня саммит ЕврАзЭС. При этом господин Рахмонов, по сути, изложил российское видение будущего этой организации, в частности, перспективы слияния ЕврАзЭС с ЦАС (Центральноазиатским сотрудничеством). "Мы пришли к мнению, что наработки в ЦАС должны быть сохранены и в ЕврАзЭС",– отметил господин Рахмонов.
Как следует из сделанных по итогам этой встречи заявлений, таджикский президент не преминул поднять и узбекскую тему, дав понять, что членство Узбекистана в ЕврАзЭС пока вызывает у него вопросы. "Узбекистан до конца года должен присоединиться к 70 основополагающим документам ЕврАзЭС, и оснований для тревоги нет, так как работа ведется активно при поддержке политического руководства страны",– успокоил Эмомали Рахмонова Григорий Рапота.
Напомним, что в марте этого года Ислам Каримов присоединился к Евразийскому экономическому сообществу, после чего Москве оставалось вовлечь Ташкент в деятельность еще одной пророссийской организации – Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Включение Узбекистана в ОДКБ имеет стратегически важное значение для России, поскольку еще больше усилит российское влияние в Киргизии и Таджикистане. Между тем до последнего времени идея принятия Узбекистана в ОДКБ не вызывала у Душанбе никакого энтузиазма.
Это заметно осложняло Москве задачу приема Ташкента в Организацию договора о коллективной безопасности. И вот в Сочи Эмомали Рахмонов, похоже, может достать из кармана неплохой козырь. Добиваясь заступничества Москвы, он может просить ее оказать сдерживающее влияние на Ислама Каримова, взамен обещая не препятствовать приему Ташкента в ОДКБ.
|